Почему российские компании используют чужие сертификаты халяль?

Все больше передач на федеральных телеканалах поднимают темы качественного питания и призывают потребителей быть более бдительным в отношении того, что они покупают и потребляют.

Для мусульман в отношении мясных продуктов гарантом качества является халяльность продукта. Халяльные мясные изделия в последнее время стали настолько популярны в России, что им доверяют не только мусульмане: по данных опросов, более половины потребителей продукции халяль руководствуются не религиозными мотивами, а знаком качества. Но всегда ли заявления продавца о том, что продукт или блюдо «халяль», соответствуют действительности? И как убедиться, что вас не вводят в заблуждение? Известно, что в России вот уже на протяжении десяти лет работу по проверке соответствия производимой продукции нормам «халяль» ведет Международный центр стандартизации и сертификации халяль Совета муфтиев России. В основу процессов верификации и аудита положен стандарт «Халяль», разработанный согласно международной практике.

Сегодня у большинства производителей мяса и мясных изделий «Халяль» есть сертификаты, подтверждающие заявления о свойствах товара. Сегодня практически все знают такие марки, как «Халяль аш», «Эколь», «Царицыно», «Экопрод», являющиеся крупнейшими производителями продукции халяль в центральном регионе России. Популярны и линии халяль колбасы у Торгового дома «Царицыно» и курицы у «Элинар-Бройлера». Предприятия, реализующие продукцию халяль, как правило, могут предъявить сертификат производителя, либо (что более предпочтительно) предъявить сертификат «халяль» на торговую точку или заведение общепита, что будет означать что не только сырье, но и чистота помещения и рабочего пространства, условия хранения и др. соответствуют нормам стандарта.

Казалось бы, рынок халяль растет, производители имеют сертификаты халяль, потребители зачастую запрашивают о наличии сертификата у новых продавцов. Однако в последнее время в департамент экономики Совета муфтиев России участились обращения со стороны потребителей, которые заявляют, что не совсем понимают, что за сертификаты предъявляют им продавцы. Приведем лишь несколько примеров.

В одной из известных сетей общественного питания прямо на входе в зону самообслуживания стоит в рамке сертификат «Халяль» Совета муфтиев России. На первый взгляд, все прекрасно. Доверчивый потребитель, увидев данный знак внимания со стороны общепита, наверняка обрадовавшись за отечественную халяль индустрию, приступит к выбору трапезы. Но если вчитаться в данный сертификат, то можно обнаружить целый ряд грубых нарушений. Во-первых, наименование компании, на чье имя выдан сертификат, не соответствует наименованию заведения, в котором вы находитесь. Следуя принципу наилучшего предположения, грамотный потребитель предположит, что сертификат выдан производителю сырья, у которого заведения общепита его закупает. В таком случае остается только догадываться о существовании такой связи. Но на этом вопросы не заканчиваются. Во-вторых, срок действия сертификата истек в 2011 году, а на дворе уже 2012-ый подходит к концу. Ну и в третьих, как выяснил бы наиболее сведущий потребитель – поставщик, на чье имя выдан данный сертификат, не имел никакого отношения к сети общественного питания.

Возникает вопрос: «Зачем?» Если сеть общепита известна и уважаема, и они считают себя вправе не получать халяль-сертификацию, зачем ставить не соответствующий действительности сертификат? Видимо, у потребителей все-таки возникают вопросы. А раз возникают, значит есть потребность и в сертификации. Только вот сертификат-то должен быть настоящим, иначе не совсем понятно, кто кого и зачем пытается ввести в заблуждение?

Случай второй. В одном из восточных ресторанов по требованию посетителя приносят сертификат. Действительно, сертификат подтверждает соответствие нормам халяль. Но в отношении чего выдан сертификат понять достаточно сложно. Знающий английский язык посетитель разберет, что речь идет о говядине. Но сертификат не имеет даты, не имеет срока действия и собственно никакой связи Австралийского центра сертификации, выдавший документ, черно-белую копию которого принес администратор, с рестораном, в котором вы находитесь, проследить при всем желании не удается. Неужели опять ресторатор надеется на спящую бдительность потребителя?

Случай третий. В отношении также хорошо известной и популярной сети ресторанов узбекской кухни. Сертификат они не показывают, просто зачастую официанты ссылаются на слова повара о том, что мясо халяль. Однако как удалось выяснить из разговора с менеджером по контролю качества, нет никакой гарантии, что однажды закупив халяльную телятину, в следующем периоде не будет закуплено мясо у другого поставщика, который предложит более выгодные условия. Но на этот раз мясо не будет халяльным.

Печально, но в список перечисленных компаний можно причислить известные и любимые многим магазины и сети общественного питания. Дабы не разочаровывать окончательно потребителя, названия данных заведений автор оставляет неупомянутыми, с надеждой, что в ближайшее время подобные нарушения будут исправлены, а потребители станут более внимательными в отношении предъявляемых им сертификатов и не поленятся лишний раз зайти на сайт или позвонить в Международный центр стандартизации и сертификации Халяль, либо его региональное отделение, чтобы свериться со списком сертифицированных предприятий.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.