Почему российские компании используют чужие сертификаты халяль?

Все больше передач на федеральных телеканалах поднимают темы качественного питания и призывают потребителей быть более бдительным в отношении того, что они покупают и потребляют.

Для мусульман в отношении мясных продуктов гарантом качества является халяльность продукта. Халяльные мясные изделия в последнее время стали настолько популярны в России, что им доверяют не только мусульмане: по данных опросов, более половины потребителей продукции халяль руководствуются не религиозными мотивами, а знаком качества. Но всегда ли заявления продавца о том, что продукт или блюдо «халяль», соответствуют действительности? И как убедиться, что вас не вводят в заблуждение? Известно, что в России вот уже на протяжении десяти лет работу по проверке соответствия производимой продукции нормам «халяль» ведет Международный центр стандартизации и сертификации халяль Совета муфтиев России. В основу процессов верификации и аудита положен стандарт «Халяль», разработанный согласно международной практике.

Сегодня у большинства производителей мяса и мясных изделий «Халяль» есть сертификаты, подтверждающие заявления о свойствах товара. Сегодня практически все знают такие марки, как «Халяль аш», «Эколь», «Царицыно», «Экопрод», являющиеся крупнейшими производителями продукции халяль в центральном регионе России. Популярны и линии халяль колбасы у Торгового дома «Царицыно» и курицы у «Элинар-Бройлера». Предприятия, реализующие продукцию халяль, как правило, могут предъявить сертификат производителя, либо (что более предпочтительно) предъявить сертификат «халяль» на торговую точку или заведение общепита, что будет означать что не только сырье, но и чистота помещения и рабочего пространства, условия хранения и др. соответствуют нормам стандарта.

Казалось бы, рынок халяль растет, производители имеют сертификаты халяль, потребители зачастую запрашивают о наличии сертификата у новых продавцов. Однако в последнее время в департамент экономики Совета муфтиев России участились обращения со стороны потребителей, которые заявляют, что не совсем понимают, что за сертификаты предъявляют им продавцы. Приведем лишь несколько примеров.

В одной из известных сетей общественного питания прямо на входе в зону самообслуживания стоит в рамке сертификат «Халяль» Совета муфтиев России. На первый взгляд, все прекрасно. Доверчивый потребитель, увидев данный знак внимания со стороны общепита, наверняка обрадовавшись за отечественную халяль индустрию, приступит к выбору трапезы. Но если вчитаться в данный сертификат, то можно обнаружить целый ряд грубых нарушений. Во-первых, наименование компании, на чье имя выдан сертификат, не соответствует наименованию заведения, в котором вы находитесь. Следуя принципу наилучшего предположения, грамотный потребитель предположит, что сертификат выдан производителю сырья, у которого заведения общепита его закупает. В таком случае остается только догадываться о существовании такой связи. Но на этом вопросы не заканчиваются. Во-вторых, срок действия сертификата истек в 2011 году, а на дворе уже 2012-ый подходит к концу. Ну и в третьих, как выяснил бы наиболее сведущий потребитель – поставщик, на чье имя выдан данный сертификат, не имел никакого отношения к сети общественного питания.

Возникает вопрос: «Зачем?» Если сеть общепита известна и уважаема, и они считают себя вправе не получать халяль-сертификацию, зачем ставить не соответствующий действительности сертификат? Видимо, у потребителей все-таки возникают вопросы. А раз возникают, значит есть потребность и в сертификации. Только вот сертификат-то должен быть настоящим, иначе не совсем понятно, кто кого и зачем пытается ввести в заблуждение?

Случай второй. В одном из восточных ресторанов по требованию посетителя приносят сертификат. Действительно, сертификат подтверждает соответствие нормам халяль. Но в отношении чего выдан сертификат понять достаточно сложно. Знающий английский язык посетитель разберет, что речь идет о говядине. Но сертификат не имеет даты, не имеет срока действия и собственно никакой связи Австралийского центра сертификации, выдавший документ, черно-белую копию которого принес администратор, с рестораном, в котором вы находитесь, проследить при всем желании не удается. Неужели опять ресторатор надеется на спящую бдительность потребителя?

Случай третий. В отношении также хорошо известной и популярной сети ресторанов узбекской кухни. Сертификат они не показывают, просто зачастую официанты ссылаются на слова повара о том, что мясо халяль. Однако как удалось выяснить из разговора с менеджером по контролю качества, нет никакой гарантии, что однажды закупив халяльную телятину, в следующем периоде не будет закуплено мясо у другого поставщика, который предложит более выгодные условия. Но на этот раз мясо не будет халяльным.

Печально, но в список перечисленных компаний можно причислить известные и любимые многим магазины и сети общественного питания. Дабы не разочаровывать окончательно потребителя, названия данных заведений автор оставляет неупомянутыми, с надеждой, что в ближайшее время подобные нарушения будут исправлены, а потребители станут более внимательными в отношении предъявляемых им сертификатов и не поленятся лишний раз зайти на сайт или позвонить в Международный центр стандартизации и сертификации "Халяль", либо его региональное отделение, чтобы свериться со списком сертифицированных предприятий.

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.