• Главная
  • Статьи
  • Деятельность российской уммы в сфере халяль недостаточно эффективна

Jafar– считает Жафар Азизбаев, заместитель руководителя оргкомитета Moscow Halal Expo 2011 по сфере продукции халяль, директор отдела развития стандартов «Халяль» Международного центра стандартизации и сертификации, уполномоченный Совета муфтиев России.

Жафар Хусаинович, расскажите об истории развития халяльной отрасли в России. Когда впервые на прилавках нашей страны появилась продукция с маркировкой «халяль»?

История «халяль» (حلال, halal) в нашей стране как образа жизни, подразумевающего разрешенность для людей различных аспектов человеческой жизни (взаимоотношений между людьми, различного рода действий, продуктов питания, косметической и парфюмерной продукции, проведения финансовых сделок и др.), связана с историей ислама на территории современной России и стран СНГ.

Из достоверных письменных источников известно, что знакомство с исламом населявших территорию России народов началось в восьмом веке. Люди, принявшие ислам, строго соблюдали его предписания. Воздерживаться от запрещенного в пище было нетрудно: в то время мусульмане жили в основном в сельской местности и сами выращивали для себя пропитание. Кроме того, Россия до 1917 года была христианской, православной страной и, в соответствии с заветами Аллаха о разрешенности для мусульман пищи людей Писания, жившие в городах мусульмане пользовались продуктами, приобретаемыми у православных соседей.

Социалистическая революция и последующие за ней события не только неимоверно усложнили соблюдение религиозной практики, но и нарушили традиционно-общинный быт российских мусульман. Индустриализация требовала рабочих рук: началось переселение мусульман на всероссийские стройки, в новые и старые города. В стране началось строительство промышленных предприятий мясопереработки, на которых практически не могли соблюдаться религиозные традиции забоя животных. Кроме того, для достижения высоких показателей в модных в те времена соцсоревнованиях стали применять различные способы умерщвления животного (электротоком, механическим нанесением удара в жизненно важные точки). После такого забоя кровь оставалась в мясе животного, что, в свою очередь, вело к увеличению выхода мяса и «хорошим» показателям производства.

В конце 80-х годов XX столетия в магазинах стали появляться различные продукты, произведенные в России и за рубежом, с надписями «халяль» на арабском и английском языках (حلال, halal), с изображениями на упаковках мечетей, полумесяцев и т. п. Отечественную продукцию пытались производить в полукустарных условиях предприимчивые мусульмане; они организовывали привоз и торговлю мясом из деревень, в которых оставались их родственники.

Но началом развития индустрии халяль я считаю принятие государством федеральных регулирующих законов, нормативных документов. Так, в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184 от 27.12.2002 г., введен в действие Свод международных стандартов ООН на продукты питания комиссии Кодекс Алиментариус, в составе которого два стандарта: а) общие методические указания о заявлениях, о свойствах продуктов CAC/GL 1-1979 (Rev. 1-1991); б) общие методические указания в отношении использования арабского термина «HALAL» (Разрешено) CAC/GL 24-1997. Эти документы стали основой для разработки учеными и специалистами Совета муфтиев России национального стандарта и Системы добровольной сертификации «Халяль».

Кроме того, позволяет регулировать оборот продукции с маркировкой «халяль» ряд федеральных законов, принятых ранее: «О свободе совести и вероисповедования», «О защите прав потребителей», «Кодекс об административных нарушениях», «Гражданский кодекс».

HalalКак известно, сертификация на соответствие требованиям халяль носит в России добровольный характер. С чем это связано? Какова процедура получения сертификата? Какие организации могут пройти сертификацию?

Вы правильно отметили, что сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация в России применяется для продукции, которая так или иначе может повлиять на безопасность людей, нанести вред их имуществу и окружающей среде.

Сертификация на соответствие требованиям халяль подтверждает отдельные свойства продукции, а поэтому относится к добровольной сертификации.

Процедура получения сертификата соответствия практически одинакова и для обязательной, и для добровольной сертификации, и заключается в ряде последовательных действий:

  • подача заявления на прохождение сертификации, анализ заявки и принятие решения по заявке;
  • подписание договора об оказании возмездной услуги по сертификации;
  • процедура сертификации предприятия, выдача сертификата соответствия на предприятие;
  • сертификация каждой партии продукции с выдачей сертификата соответствия партии.
  • Любая организация или предприятие принимает добровольное решение о сертификации, если оно заявляет о соответствии своей продукции или услуг требованиям халяль. Если же производители товаров и услуг используют такую маркировку без подтверждения религиозным органом по сертификации, то нарушают несколько федеральных законов, предусматривающих определенную ответственность руководителей (за введение в заблуждение мусульман, за обман, нарушение законов о конкуренции).

Какие организации в России уполномочены выдавать сертификаты «Халяль»? Сертификаты, выдаваемые этими организациями, равноценны?

В соответствии с ФЗ № 184 сертификаты соответствия требованиям халяль могут выдавать организации, разработавшие Системы добровольной сертификации «Халяль» в России: Совет муфтиев России, Республиканский сертификационный методический центр Республики Татарстан «Тест Татарстан», Орган по сертификации продукции и услуг «Халяль» на базе ООО «Башкирский центр сертификации и экспертизы». По закону их сертификаты формально равноценны, но сертификаты соответствия «Халяль», выдаваемые немусульманскими организациями – республиканскими центрами Татарстана и Башкортостана – и подписанные немусульманами, у части мусульманин вызывает смущение.

Расскажите вкратце о деятельности Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.

Международный центр стандартизации и сертификации (www.halalnur.com) Централизованной мусульманской религиозной организации «Совет муфтиев России» действует в соответствии с Федеральным законом № 184 от 27.12.2002 г. и оказывает услуги по сертификации «Халяль» в России и странах СНГ:

  • продуктов питания, специй, пищевых добавок и ингредиентов, используемых при изготовлении продуктов;
  • косметической и парфюмерной продукции;
  • медикаментов и фармацевтической продукции;
  • продукции халяль других отраслей промышленности;
  • производственных помещений, оборудования, инструмента, спецодежды и персонала, участвующего в производстве продукции халяль.

Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» – это исполнительный орган, созданный Централизованной мусульманской религиозной организацией «Совет муфтиев России». Нами разработана «Система добровольной сертификации «Халяль» (СДС «Халяль»), зарегистрированная в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии и внесенная в единый реестр систем добровольной сертификации (рег. № РОСС RU.K560.04PXOO от 02 марта 2009 г.) Мы предлагаем единую для мусульман систему сертификации «Халяль», единый отличительный знак халяльной индустрии.

По результатам сертификации выдается Сертификат соответствия «Халяль» международного образца и разрешение на использование знака соответствия «Халяль», они подписываются руководителем религиозной организации.

При сертификации наряду с ГОСТами используется стандарт, имеющий статус стандарта организации в государственной системе стандартизации, разработанный группой ученых и специалистов Совета муфтиев России: «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам – «ХАЛЯЛЬ – ППТ-СМР». Третья редакция стандарта введена в действие 28 апреля 2011 года Председателем Совета муфтиев России муфтием шейхом Равилем Гайнутдином. Стандарт разработан в соответствии с законами Аллаха, ниспосланными в Священном Коране, Сунной Посланника Господа – Мухаммада (да будет мир и благословление над ним), нормами Шариата, выраженными в иджтихаде факихов, следовавших установлениям Священного Корана.

Стандарт разработан с учетом таких документов, как:

  • Глобальный стандарт Организации Исламская Конференция «Общие нормы халяльной пищи ICRIC MHS 0110 (16.10.2009г.);
  • Стандарт Халяль Малайзии MS 1500:2004;
  • Рекомендации Комиссии ООН по пищевым продуктам CODEX ALIMENTARIUS в стандартах: а) общие методические указания CODEX о заявлениях, о свойствах продуктов CAC/GL 1-1979 (Rev. 1-1991); б) общие методические указания в отношении использования арабского термина «HALAL» (Разрешено) CAC/GL 24-1997;
  • постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) – фетвы.

Сколько организаций на данный момент прошли сертификацию в вашем центре? Все ли они будут представлены на Moscow Halal Expo 2011?

С 2003 года прошли сертификацию более 100 предприятий разной формы собственности, производители различных продуктов питания, косметики, медикаментов, предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. При ежегодных инспекционных проверках не все выдерживают требования стандарта «Халяль-ППТ-СМР», у некоторых не подтверждаются коммерческие ожидания, поэтому приходится прекращать действие ранее выданных сертификатов. В настоящее время около пятидесяти крупных предприятий имеют действующие сертификаты, выданные нашим Центром, на выставке будут представлены порядка тридцати пяти из них.

Наряду с выставочным процессом планируется проведение форума «Халяль-сертификация в России и за рубежом». Как Вы оцениваете значимость проведения данного мероприятия?

Мы (специалисты центров сертификации Совет муфтиев России, ДУМ РТ, ДУМ РБ и др.) планируем поделиться опытом сертификации в России. Также нам необходимо более подробно познакомиться с системами халяль-сертификации в Западной Европе, в странах ОИК; пора уже начать унификацию требований, синхронизацию систем сертификации разных стран. Такие обмены опытом крайне важны всем участникам, они повышают наш профессионализм, в итоге мы более качественно решаем нашу главную задачу – обеспечение мусульман качественной, безопасной, разнообразной, современной, благой пищей. Ведь не секрет, что до настоящего времени мы не обеспечиваем всех мусульман дозволенными продуктами питания, миллионы вынуждены или ограничивать разнообразие рациона, или употреблять запретную пищу. Даже в России объем произведенных продуктов халяль недостачен для двух десятков миллионов мусульман. Значит, наша деятельность пока не совсем эффективна, в чем-то мы не дорабатываем.

В этом году в рамках Московской международной выставки халяль впервые планируется проведение дегустационного конкурса «Лучший халяль-продукт» и соревнование участников за звание лучшего экспонента. Расскажите подробнее об этих мероприятиях.

Проведение таких конкурсов – обычная практика продуктовых выставок. На Moscow Halal Expo 2011 дегустацию для конкурса «Лучший халяль-продукт» проведут профессионалы. Для проведения этого конкурса зарезервирована выставочная площадь, оплачено специальное оборудование, инструмент, расходные материалы и др. Лучшего экспонента будет определять экспертная комиссия с учетом мнения посетителей. Раскрывать все подробности пока считаю нецелесообразным.

Благодарим за беседу.

Редакция портала RusHalal.ru

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.