• Главная
  • Статьи
  • Deutsche Welle: Продукты халяль: нужны ли немецкой торговле покупатели-мусульмане?

Deutsche Welle: Продукты халяль: нужны ли немецкой торговле покупатели-мусульмане?

316

Выручка от торговли продукцией халяль равна 20 процентам от мирового объема продажи продуктов питания. Однако в супермаркетах Германии ее найти не так просто. Нужно ли немецкой торговле завоевывать покупателей-мусульман?

Во всем мире живут примерно 1,6 миллиарда мусульман. Большинство из них питаются в соответствии с законами своей веры, то есть покупают продукты халяль. "Халяль" (в переводе с арабского "разрешенное", "дозволенное") - гарантия того, что продукты соответствуют канонам ислама и не содержат компонентов, которых нельзя употреблять в пищу мусульманину.

Подсчитано, что выручка от реализации продукции халяль составляет 20 процентов от мирового объема продажи продуктов питания. По мнению экспертов, в Германии выручка могла бы достигать пяти миллиардов евро в год. Учитывая, что в стране проживают более четырех миллионов мусульман, это неудивительно. Однако немецкие фирмы, торгующие продукцией халяль, существенно отстают от своих конкурентов. "Немецкие предприниматели слишком поздно открыли для себя возможности рынка продукции халяль, - считает Аня Шли (Anja Schlie), участница немецко-турецкого симпозиума, посвященного продуктам питания. - Их позиции намного слабее по сравнению с французскими, голландскими или британскими фирмами".

Прибыльное дело

Торговля продуктами питания, которые соответствуют канонам ислама, приносит немалую прибыль - в этом убедились крупные международные фирмы, наладившие экспорт своей продукции в мусульманские страны. Одним из первых в этой области стал швейцарский концерн Nestlе, получающий пять процентов от общей выручки, благодаря продаже продуктов халяль. С осени 2010 года их можно купить и в Германии. По словам пресс-секретаря немецкого отделения Nestlе Сёрена Пинкова (Sören Pinkow), концерн давно обратил внимание на то, что в Германии проживает очень много мусульман. "Для Nestlе это - очень перспективная целевая группа потенциальных потребителей с высокой покупательной способностью", - говорит пресс-секретарь.

В ряде европейских стран, к примеру, во Франции, Бельгии, Голландии, пищевые концерны стараются привлечь покупателей-мусульман. Немецкие предприниматели и предприятия розничной торговли не решаются последовать их примеру. Многие опасаются, что продажа продуктов халяль причинит ущерб их имиджу. Ведь нередко покупатели-немусульмане усматривают в ней угрозу исламизации общества. Дело ведь может дойти и до нападок со стороны представителей правых экстремистских группировок, так что фирмы, производящие продукцию халяль, в Германии предпочитают не "светиться", рассказывает Аня Шли. Информация на упаковке о соответствии продукта мусульманским канонам в глаза не бросается, и отдельных стеллажей с продуктами халяль в немецких магазинах тоже нет.

Халяль или не халяль?

И, тем не менее, на полках крупных супермаркетов в Германии сегодня можно насчитать около четырех тысяч различных продуктов, которые можно употреблять в пищу мусульманам. Вот только печати "халяль" на них не найти. Как же их узнают?

"Нуга, пшеничная мука, рис, сахар, растительный жир, растительное масло, молотые орехи, лактоза, обезжиренная пудра-какао, соль, эмульгатор, соевый лецитин - все это халяль, все можно покупать". Мелиха Серефичан (Meliha Serefican) кладет в тележку две упаковки кукурузных хлопьев. 39-летняя турчанка везет тележку с продуктами, лавируя между полками крупного супермаркета. Следующая остановка - кондитерские изделия. Мелиха берет в руки упаковку печенья.

"Е 471, Е 476, Е 475. Нужно проверить по списку", - говорит она и достает из кармана пальто сложенный вчетверо листок бумаги. На нем - более 300 сокращений, используемых для обозначения эмульгаторов. Те, в которых содержится животный жир или алкоголь, помечены звездочкой. Такой список можно найти на интернет-сайтах различных исламских организаций. Мелиха ищет нужные аббревиатуры, в итоге печенье отправляется обратно на полку - оно не халяль. По словам женщины, состав всех эмульгаторов тщательно проверяется - составители списка узнают у производителей продуктов, на какой основе произведен эмульгатор, какие химические элементы в нем содержатся, и лишь затем вносят его в список.

У полки с замороженными индейками Мелиха даже не останавливается - мясо в немецких супермаркетах она не покупает. А вот упаковку с рыбным "пикантным филе" нужно проверить. "Нет, "пикантное" филе есть тоже нельзя. Рыба, овощная смесь, вода, помидоры, сыр эдамский - все это разрешено, но здесь еще и желатин, а его употреблять в пищу нельзя", - говорит женщина.

Вопрос времени?

Поиск продуктов халяль в супермаркетах превращается в довольно длительный процесс. Между тем, в Германии появляется все больше турецких и арабских магазинов, импортирующих продукты питания непосредственно из арабских стран. Так удастся ли немецким предприятиям розничной торговли завоевать покупателей-мусульман? Явуз Озогуз, (Yavuz Özoguz), глава сертификационной фирмы продуктов халяль в Бремене, уверен, что это вопрос времени. "Во многих супермаркетах во Франции есть целые отделы продуктов халяль - там можно найти все, что угодно. Теоретически, то же самое можно сделать и в Германии", - говорит он.

www.islamonline.ru

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.