В последнее время для халяль-индустрии открываются все больше возможностей и рынков. Это давно уже не только мясной рынок, и даже не только рынок продовольствия. На недавней выставке, посвященной халяль- индустрии, в Москве посетителям было представлено 10 полноценных секторов. Помимо мясо-молочной промышленности и продуктов питания, это стиль и текстиль, общественное питание, парфюмерия и косметика, туристическое дело, финансы и инвестиции и др.

МадинаПо мнению экспертов и участников рынка, наблюдается постоянный рост спроса и предложения, появляются новые виды бизнеса, растет объем производства, повышается уровень предоставляемых услуг.

Однако примечательным является тот факт, что халяль-индустрия все еще продолжает удовлетворять потребности не более чем 5-10% мусульманского населения страны. Спроса со стороны остальных мусульман просто нет, будь то мясная продукция или исламские финансовые услуги. Более того, значимая часть роста обеспечивается уже не мусульманским населением. Взять, к примеру, крупные торговые продовольственные сети или магазины шаговой доступности, реализующие халяльные продукты питания. Можно привести в пример и исламские финансовые компании, где наряду с мусульманским костяком стабильно есть клиенты-христиане.

Возникает вопрос: где остальные потенциальные клиенты-мусульмане? Несложно найти ответ на этот вопрос, оценив образ жизни своего окружения из числа мусульман — родных, соседей, друзей детства. Для большинства из них ислам остается рассказами бабушек, ограничивается 2‑3 памятными датами в году, либо является прерогативой особенных «приближенных» людей. Для многих же, следующих некоему сценарию, образующему мейнстрим нашего современного общества, халяльный образ жизни является чем-то недосягаемым и почти невозможным. Современное информационное общество обеспечено сценариями жизни самого разного рода. Сценарий человека верующего и религиозно практикующего становится все сильнее и отчетливее, подкрепляется модой на здоровый образ жизни, возвратом духовных ценностей, приоритетом семьи. Эти тенденции многих мусульман возвращают на путь веры, в том числе делают их последовательными халяль-потребителями, внося вклад в развитие исламского бизнеса в целом.

Однако зачастую пред нами предстают варианты смешанных сценариев. С одной стороны, многие мусульмане декларируют следование халяльному образу жизни. Помимо совершения молитвы, практики поста, закята и милостыни, мусульмане переходят на халяль. Они отказываются от нехаляльного мяса, выбираются себе производителей по вкусу и… этим ограничиваются. Готовности к тому, что элементы запретного, те же самые ингредиенты из свинины и алкоголя и различных производных могут быть в совершенно разных продуктах — сырах, конфетах, чипсах и др. у многих пока нет.

Если же речь заходит об исламских финансах, то в этой сфере вообще можно встретить большое количество курьезных историй. Запрет на ростовщичество, одно из греховнейших деяний, пагубность которого для дающего в долг, берущего и свидетеля огромна, тем не менее, очень легко и быстро сводится на нет, когда речь заходит о реальных деньгах, которые человек может получить или недополучить, либо «сэкономить». «В Сбербанке дают кредит под 15% годовых, а у вас наценка на товар свыше 20%! Какой же это халяль? Вот в Сбербанке халяль, а у вас нет», — может вполне серьезно заявить соблюдающий мусульманин, не пропускающий молитвы и питающийся халяльным мясом.

Поэтому, отвечая на вопрос о перспективах исламского бизнеса и халяль-индустрии, считаю, что не следует искать ответ, опираясь на массовые исследования, наша маленькая умма в разрезе уже является отличным показателем.

Исправить ситуацию можно в большей степени просвещением, которым представители исламского бизнеса во многом отводят значимую часть своего времени и ресурсов.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.