etic

На протяжении всей истории к торговцам всегда было неоднозначное отношение в обществе. Жрецы, пребывающие на вершине пирамиды традиционного общества считались с ними постольку поскольку те поддерживали авторитет священства своими средствами. Представители касты воинов видели в них союзников жрецов, своих извечных врагов в борьбе за власть и установление господствующего типа сознания. Что касается социальной обочины — люмпенов, то их ненависть к торговцам обусловлена неспособностью самим сыто жить, а также необходимостью служить владельцам капитала и предпринимательских талантов. Ислам далек от разных клише, все его положения берут свое начало из Откровения и жизни пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Соответственно места штампованным представлениям здесь нет. Ислам разрешает торговлю и не видит в этом деле ничего зазорного. Разумеется, нельзя сказать, что дельцы уполномочены вести общину, находясь в ее авангарде. Центральное место смерти и отношение к ней как к сакральному знаку Бога выдвигают на вершину общины тех, кто работает со смыслами и готов отдать жизнь за их торжество. Аллах говорит: «Неужели утоление жажды паломника и пребывание в Запретной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто выказывал рвение на пути Аллаха? Они не равны пред Аллахом, ибо Он не ведет прямым путем нечестивых» (Коран 9:19).

Тем не менее, очевидно, что для успешного функционирования уммы как субъекта истории, она нуждается в финансовой поддержке. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует сказал): «Лучший вид прибыли — [прибыль] торговцев, которые не лгут при разговоре; не нарушают слова, когда что-то обещают; не подводят других, когда те им что-либо поручают; не льстят при продаже и не придираются при покупке; и коль кто-то им что-то должен, они не заставляют его платить, и коль они должны что-то другим, они не медлят с уплатой» (Аль-Асбахани и Аль-Байхаки). Один из десяти обрадованных Раем при жизни — Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах) был, кроме прочего, преуспевающим купцом. Вместе с этим в Коране есть серьезное увещевание нечестным в делах людям: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (Коран 83:1–3). Распространенная в Медине практика применения разной мерки к людям была упразднена этим аятом. Также есть серьезное увещевание пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Торговцы будут вознесены грешниками в Судный День, кроме тех, кто боится Всемогущего Аллаха, благодетелен и правдив» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, и Аль-Хаким). По мере распространения Божьего слова по миру, люди охотно вели дела с мусульманами, один лишь факт принадлежности человека к нашей религии вызывал неподдельное уважение.

У советского гражданина, воспитанного в духе классовой борьбы, всегда в лексиконе были припасены пренебрежительные слова для коммерсантов — «буржуй», «бизнюк». Каким-то удивительным образом за 20 лет после развала СССР произошла трансформация сознания, капиталистические ценности настолько завладели умами наших соотечественников, что можно смело резюмировать — «религия золота» с присущим ей культом стяжательства по количеству адептов превосходит традиционные для России конфессии. Прежде ненавистное «торгашеское» сознание стало доминантным, как и в странах Запада, где это случилось несколько раньше. Однако, уровень предпринимательской этики в России, а вернее ее отсутствие — весьма тревожный симптом болезни общества. Обидно, что мусульмане тоже «в тренде».

Нечестность, мелочность, отсутствие должного качества исполнения договоров, эгоцентризм — далеко не полный список атрибутов наших бизнесменов. Зачастую приходится слышать о малодушии во взаимоотношениях, скупость же преподносится как «экономичность». Мы обращаемся к коммерсантам, неужели вы забыли слова пророка(да благословит его Аллах и приветствует): «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)»? Неужели вы не знаете, что доверенное вам имущество временно, и даровано не иначе как испытание? Неужели вы забыли о том, что только средства, инвестированные в добрые дела будут обладать весом в Судный день?

Хотелось бы напомнить нашим братьям, что средства к существованию распределяет Всевышний, жадность и алчность никак не увеличит богатства. Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…Это [мирское] богатство — сочное и сладкое. Кто возьмёт его великодушно, тому будет дано в нём благословение. А кто возьмёт его с алчностью в душе, тому не будет в нем благословения, он подобен тому, кто ест и не насыщается» (хадис привёл Муслим).

Безусловно, целью нашей скромной статьи не была критика или излияние злобы. Мы стремились лишь исполнить обязанность по удержанию от порицаемого и призыву к одобряемому. Стоит также оговориться, что далеко не все бизнесмены-мусульмане соответствуют упомянутым выше критериям. Братьев, которые постоянны в выплате заката и расходовании средств на благо религии, хвала Аллаху, немало. Им мы говорим: не оставляйте начатого на полпути. Пусть же стимулом вам послужат эти прекрасные аяты: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем-то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 36–38).

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.