• Главная
  • Статьи
  • Европейский рынок халяль: мусульмане предъявляют спрос, немусульмане -предложение

Европейский рынок халяль: мусульмане предъявляют спрос, немусульмане -предложение

527

Когда наш местный гастроном во Франции перестал работать, на его месте появился фаст-фуд с дозволенной, согласно мусульманским требованиям, жареной курицей. Когда закрылась наша местная кошерная мясная лавка, ее сменила халяльная. И в местном супермаркете теперь есть хорошо укомплектованная витрина с халялем. На прошлой неделе я также получил рекламную листовку, предлагающую исламские банковские услуги. В общем, вдруг оказалось, что халяль стал не только модой, но и крупным бизнесом.

Халяльный фаст-фуд определенно хорошо продается. Во-первых, во многих частях Европы на ночь глядя любят перекусывать кебабом. Немусульманам-тусовщикам, вываливающимся из клубов под утро, неважно, халяль там или нет – им просто хочется мясного сэндвича.

Стоит, конечно, обратить внимание на тенденцию, стоящую за скромнягой кебабом, – халяльная еда популярна как среди мусульман, так и среди немусульман. Но основным рынком сбыта, очевидно, являются приверженцы Ислама, стремящиеся питаться в соответствии со своими религиозными убеждениями.

А это большой рынок. В мире 1,6 млрд. мусульман. В одной только Европе проживает 18 млн. потребителей-мусульман, и величина рынка, по данным «Halal Journal», оценивается в $2,63 млрд. ежегодно.

Это перспективный и растущий рынок, в который поспешили вложиться транснациональные корпорации. «Nestle» была одной из первых, вызвавшихся «освоить» этот потенциал.

Она начала продавать халяльную версию своих самых популярных продуктов, таких как шоколад «Кит-Кат», еще в 80-е гг. Теперь халяль составляет 5% годовых продаж «Nestle», т. е. 5,3 млрд. швейцарских франков. 85 предприятий «Nestle» имеют сертифицированные производственные линии-халяль, из них 20 расположены в Европе.

Что еще более важно, это быстрорастущий и крайне прибыльный сектор. По сообщениям самой «Nestle», ее недавняя маркетинговая акция по халяльным продуктам привела к 50 % росту годовых продаж и двузначной цифре рентабельности.

Некоторые сети фаст-фуд потихоньку также начали включать халяльную еду в свои меню или использовать халяльное мясо и курицу. К примеру, «KFC» использует курицу-халяль, особенно это не афишируя.

Другие сделали такой шаг открыто. В прошлом году была шумиха вокруг новости о том, что «Dominoes Pizza» перепрофилировала один из своих ресторанов в Бирмингеме в халяльный. В прошлом месяце во Франции даже политики подняли переполох, когда бельгийско-французская сеть «Quick» (аналог «McDonald´s») сделала восемь своих филиалов халяльными.

Они возмутились: «Это же дискриминация! Одно дело, продавать халяльную еду, а другое – лишить немусульман свинины». Это не пустой аргумент. Ясное дело, что местные жители, которые хотят видеть в своих бургерах бекон, должны иметь такую возможность, так же как мусульмане должны иметь возможность покупать бургеры с халяльной говядиной или индейкой, вместо свинины.

Но добавление в меню пары халяльных блюд не сулит столько успеха, сколько полное обращение в халяль. Первый вариант может привлечь одного-двух покупателей, заинтересовавшихся индейкой в бургерах. Второй же привлечет целый сегмент общества, когда его члены узнают, что вся подающаяся еда соответствует их религиозным требованиям, не только в плане отсутствия свинины, но и в плане всего остального – т. е. ресторан внедрил у себя все процедуры для соответствия мусульманским нормам гигиены и этики на производстве.

И это действительно работает. Ходят слухи, что сеть «Quick» получила 30 % увеличения продаж в восьми ресторанах, обратившихся в халяль.

Основа здесь – сегментация. Для увеличения продаж целевая обработка конкретного сектора рынка – классическая методика. Когда потребители-мусульмане демонстрируют такую динамику, становясь все более обеспеченными и культурно заметными на потребительском рынке, актуальна реализация продуктов именно для них. Тогда как раньше это были просто мелкие мясные дельцы-частники, теперь все достаточно развито и прибыльно.

Что меня больше всего удивляет в халяльном бизнесе, так это то, насколько он расширился за пределы очевидного мясного сектора. Теперь есть халяльная косметика, халяльные витамины, халяльные финансовые продукты, отели и курорты. Халяль стремительно становится брендом. Вместо того, чтобы назвать отель «дружественным мусульманам» из-за отсутствия алкоголя в нем, его именуют теперь халяльным – словом, которое одно время применялось только по отношению к мясу и еде.

Халяльный бизнес становится все более изощренным и разнообразным. В Малайзии есть халяльные парки, характеризуемые малазийской компанией «Halal Industry Development» как «сообщества единиц бизнеса халяльной ориентации, основанные на совместном имуществе, где предоставляется соответствующая инфраструктура и сервисная поддержка».

Превращение в халяль – новейшая массовая тенденция, и она определенно воодушевляет. Однако 90% мирового халяльного рынка контролируют транснациональные корпорации вроде «Nestle», «KFC» или «Carrefour». Халяльный «воз» движется очень быстро, но мусульмане им не управляют.

Иман Курди

Опубликовано на Ислам.Ру со ссылкой на «Arab News»

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.