Зачем человеку халяль?

haramvshalal Моральное и нравственное разложение среднестатистического жителя европейского мегаполиса, где его «права» и «свободы» достигли своего апогея, несмотря на большой технический прогресс, указывают на ущербность устоявшейся системы. В результате, возникает необходимость в поиске иного пути для человечества, который сможет способствовать формированию правильного взгляда на мир и роль человека в нем.

Ислам является всеобъемлющей доктриной, регламентирующей жизнь человека во всех сферах. Именно учение ислама, с его одинаковым подходом к рабу и господину, стало предтечей правового государства с известной формулой: «перед законом все равны». Тем не менее, заимствование фрагмента из целостной системы не может гарантировать его работоспособность с претензией на всеохватность. Нельзя, как говорится в Коране, «веровать в одну часть Писания и отвергать другую»(2:85). Ведь современное европейское Право ничего не знает, к примеру, о правах души человека (допустим, на отдых), о правах разума (прием одурманивающих веществ нарушает их), тогда как для шариата в этом нет ничего экзотичного. Напротив, рациональные отношения, как с окружающим, так и с внутренним личностным миром и образуют смысловую ткань мусульманского кодекса. Ключевыми понятиями, регулирующими жизнь, здесь выступают «халяль» (разрешенное) и «харам» (запрещенное).

Вопреки стереотипам, религия ислам запрещает лишь небольшой круг вещей, при тщательном обзоре которых, в большинстве своем, становится очевидной причина вето, наложенного Аллахом. Считается, что запрет не лишает свободы, а лишь дисциплинирует и раскрепощает верующего от власти мелких страстей и привязанностей, открывает дорогу для грандиозных свершений.

Что же, в таком случае, попадает в сферу дозволенного? Ответом на этот вопрос является гениальное в своей простоте правило, выработанное учеными на основе божественных текстов: разрешено все, что не запрещено. Для любого, имеющего хотя бы краткое знакомство с исламом, становится ясно: простор, открываемый для деятельности человека необычайно широк — начиная с орошения земли, заканчивая освоением космоса. Коран — это тот интеллектуальный аппарат, который вдохновил сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и последующие поколения верующих на феноменальный прорыв в области возделывания мира, понимаемого как в географическом смысле, так и в контексте духовной составляющей человеческой души.

Сегодня исламская умма стоит у обломков некогда совершенного здания, воздвигнутого колоссальным рывком на фундаменте аравийской пустыни и нуждается в обновлении сердец и умов ее строителей. Это здание неприемлемо строить из материала, запрещенного Аллахом, сомнительного, изготовленного без упоминания Его имени. Краеугольным камнем, заложенным в его основание, должен стать «халяль» во всех проявлениях. На чем зиждется это утверждение? Постараемся раскрыть этот вопрос.

Во-первых, это установление Всевышнего, который сказал: «Аллах — Тот, Кто создает вас из слабости. После слабости Он одаряет вас силой…» (30:54). Сила мусульманина заключена в оставлении грехов, то есть харама, а такой отказ зачастую требует возникновения дозволенной альтернативы. Чем сильнее развита сфера «халяль», тем больше у мусульман мощи.

Во-вторых, существует веление Аллаха придерживаться единства: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь»(3:104). Нет сомнения в том, что консолидация на почве занятия, угодного Богу — замечательное занятие, в перспективе сулящее актору дивиденды в обоих мирах.

В-третьих, в чем, как не в этом заключена проповедь ислама? К этому делу подвигает коранический посыл «призывай на путь твоего Господа мудростью и добрым увещеванием»(16:125). Кроме того, в результате культивирования рынка «дозволенного» и всего, что с ним связано, аккумулируются средства для обеспечения должного участия в просветительских и благотворительных проектах.

В-четвертых, это создание для мусульман условий, необходимых для претворения в жизнь ритуальной практики. Многие вынуждены оставлять работу, потому что они не могут совершать обязательную молитву на месте, посещать в пятницу мечеть. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо облегчит положение тому, кто испытывает нужду, Аллах облегчит его положение, как в этом мире, так и в последней жизни»(Муслим).

Наконец, в-пятых, соблюдение всестороннего качества, обеспечивающего полное удовлетворение потребностей и выполнение приказа Бога, озвученного пророком: «Поистине, Аллах предписал все делать наилучшим образом» (Муслим).

В заключение, просим Аллаха Всевышнего помочь всем, кто прилагает усилия по возвышению Его слова и религии посредством благ, разрешенных Им. Ведь Он сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело»(65:2–3).

Шамиль Казалиев

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.