По мнению журналистки из Казахстана Татьяны Куан, "халал в Казахстане– не всегда халальный, но зато оригинальный. Порой до абсурда…" Так, в ее статье приводятся сведения о бизнес-проектах, связанных с халяль-стоматологией, заляль-такси и даже халяль-СТО и стройматериалы. С начала 2011 года в одном только Алматы из-за несоблюдения санитарных норм закрылись пять точек общепита, готовивших халальные блюда.

Сертификаты, дающие право товару или услуге называться халальными, в Казахстане выдает технический комитет по стандартизации «Халал», созданный шесть лет назад приказом Комитета по техрегулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли РК. По словам председателя техкомитета Марата Сарсенбаева, в основном в очереди за сертификатами стоят мясоперерабатывающие комбинаты. Только за последние восемь месяцев в Казахстане соответствующие документы получили пятьдесят фирм. Всего по республике действуют 500 таких предприятий.

– Чтобы получить сертификат, предприниматель должен написать заявление, на основании которого мы отправляем на предприятие экспертов по «Халал», – пояснил Сарсенбаев. – Если это мясоперерабатывающее производство, мы обучаем персонал премудростям халального забоя. В частности, животное надо резать со словами «бисмилля ар рахмани рахим» («во имя Аллаха милостивого и милосердного»). Пользоваться при забое кувалдой и электрическим током запрещается, только ножом. Кроме того, нельзя использовать свинину, собачатину и мясо хищных животных. Если халальная продукция смешалась с нехалальной, надо либо промыть ее семь раз и почистить солью, либо отрезать ту часть, которая соприкоснулась с нехалалом.

По словам Марата Сарсенбаева, халал перестал быть только лишь «правильной пищей». Это – образ жизни: отсюда и халальные стоматологии, СТО и сауны. А если к делу подойти с умом и верой, халальным может стать даже такси. Столичным горе-»бомбилам», советует председатель техкомитета, надо поучиться у киргизских коллег.

– Когда я в Бишкеке впервые увидел такси с надписью «Халал», сначала долго смеялся, – рассказывает Сарсенбаев. – Но когда прокатился на нем, понял: почему бы и нет? В Киргизии халал-таксисты не курят, не ругаются матом, знают назубок Коран. Пассажиры во время поездки слушают суры. Такие услуги можно назвать халальными, но ведь многие используют это слово, даже не понимая его значения и уж тем более не зная всех тонкостей.

По словам Сарсенбаева, «левые» халальные фирмы – как правило, однодневки, которые приходят на рынок с целью быстрого заработка, и чтобы не попасться на удочку, потребителю надо спрашивать у них сертификаты по «халал». Марат-ага и сам выезжает на такие предприятия, но зачастую, говорит он, их юридический адрес и телефоны – липовые.

С проверками по халал-заведениям ездят и санитарные службы. В одном только Алматы зарегистрировано 35 точек общепита, работающих под вывеской «Халал». Материалы на пять заведений уже переданы в суд. Такие кафе и столовые, говорят проверяющие, зачастую не выдерживают даже самых элементарных санитарных норм.

– Иногда и проверки не требуется – достаточно просто взглянуть на эти забегаловки, – сетует начальник отдела санитарно-гигиенического надзора за пищевыми объектами Департамента комитета госсанэпиднадзора по Алматы Валентина САЛАПОНОВА. – Часто они располагаются в каких-то убогих помещениях: возьмут здание в аренду подешевле, вывеску повесят и работают.

– Халал – это в первую очередь чистота, – говорит наиб имам Центральной мечети Алматы Нурмухаммад Иминов. – Использовать знак «Халал» направо и налево нельзя. Уже даже халал-самса появилась в продаже. Но ведь оттого, что продавцы написали «Халал» и продолжают готовить ее в антисанитарных условиях, самса халальной не станет. Многие используют знак «Халал» как популярный бренд, это неправильно.

Между тем, в октябре в Астане пройдет вторая международная выставка «Kazakhstan International Halal Expo 2011», на которой отечественные предприятия представят свою лучшую халал-продукцию.

Департамент экономики Совета муфтиев России второй год выступает партнером Выставки и организует делегаций российских предпринимателей для участия в ней.

По всем вопросам, связанным с участием, можно обращаться по адресу:

halal.smr@gmail.com

Или по тел. +7(495) 688-95-09

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.