ИФ

Пока Британия ведет переговоры по продаже 82%-ного пакета акций Royal Bank of Scotland государственным инвестиционным фондам Абу-Даби, растущие финансовые ресурсы исламского мира вновь оказались в центре внимания.

Исламские финансы стартовали в 90-х гг довольно скромно, но со временем стали отраслью величиной в триллион долларов. На рынке существует практически единогласное понимание того, что у исламских финансов блестящее будущее – благодаря благоприятной демографической ситуации и росту уровня доходов в мусульманских общинах.

Несмотря на скептицизм в отношении совместимости исламских и мировых финансов, ведущие банки покупают исламские облигации и открывают подразделения специально для деятельности в области исламских финансов.

В немусульманских финансовых центрах – Лондоне, Сингапуре и Гонконге – принимаются специальные законы, регулирующие деятельность исламских банков и других финансовых учреждений такого характера.

Как следует воспринимать такое развитие событий с точки зрения западных финансов и мейнстримового экономического анализа? Действительно ли исламские финансы представляют жизнеспособную альтернативную финансовую систему?

Этот вопрос, на самом деле, очень серьезен. Не так давно к исламским финансам поверхностно относились к системе с нулевыми процентными ставками, которая приведет к неадекватному и неэффективному распределению и использованию ресурсов. Однако, по иронии, обычные центральные банки в наше время регулярно используют именно такие методы монетарного стимулирования, когда реализуют «количественное смягчение».

Существует два центральных принципа исламских финансов: строгий запрет взимания процентов при финансовых сделках и высокие моральные стандарты в отношении кредиторов и заемщиков. Интересно, что самое лучшее экономическое объяснение системы с нулевыми процентными ставками приведено в «Общей теории» Джона Мейнарда Кейнса: «Предписания против ростовщичества принадлежат к числу наиболее древних из известных нам экономических практик. В мире, где никто не чувствовал себя в безопасности, было почти неизбежно, что норма процента, если ее не сдерживать всеми доступными средствами, поднималась слишком высоко и препятствовала адекватному побуждению инвестировать».

Кейнс предположил, что только крайне низкие или нулевые процентные ставки могут обеспечить полную занятость и справедливое распределение благ. Одобрение такой политики Кейнсом вовсе не делает ее идеально верной, но его исследования предполагают, что это следует рассматривать самым серьезным образом.

Важно, что несмотря на запрет процента в исламских финансах, прибыль в запрет не включается, а она проистекает из различных договоров, совмещающих финансы и предпринимательство. По сути это система разделения прибыли и рисков.

Поэтому исламские финансы контрастируют с нынешней господствующей системой, основанной на процентных долгах, в которых теоретически риски переносятся на кредиторов. Многие экономисты согласятся, что долговое финансирование ведет к большей нестабильности, чем капитальное финансирование, характерное для исламских финансов.

Если этические ценности исламских финансов, основанные на законе Шариата, способны на практике минимизировать моральный риск и опасность злоупотребления полномочиями финансовых учреждений, то исламские финансы смогут стать серьезной альтернативной текущим производным финансовым моделям.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.