• Главная
  • Статьи
  • Малый и средний бизнес – упущение исламской финансовой индустрии
СМЕ

Расцвет исламских финансов в странах Залива, а также в Северной Африке и Южной Азии, до сих пор был преимущественно связан с розничным сегментом (частными лицами, которые выбирают банки по их соответствию Исламу) и сегментом крупных корпораций. В то же время, исторически недополучающий финансирование сектор предприятий малой и средней величины региона остался на задворках и без внимания.

Согласно результатам нового исследования International Finance Corporation (IFC), около 35% предприятий малого и среднего бизнеса на Ближнем Востоке и в Северной Африки находится за бортом формального банковского сектора, поскольку интересующие их исламские продукты на рынке не представлены.

Исследование, проведенное в 9 странах, выявило потенциальный разрыв между спросом на финансирование предприятий малого и среднего бизнеса и реальным объемом этого финансирования, и величина этого разрыва оценивается в 13,2 млрд долларов. Соответственно, упускается и потенциал открытия депозитов на сумму от 9,71 до 10,05 млрд долларов.

«Для реализации этого потенциала исламским банкам необходимо расширить свои возможности и разработать соответствующие Шариату продукты для нужд этого быстрорастущего сектора», - говорится исследовании.

Вопреки росту спроса на исламское финансирование со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, из 36% банков Ближнего Востока и Северной Африки, предлагающих услуги малому и среднему бизнесу, только 17% имеют в своей линейке исламские услуги. «Исламская банковская индустрия не предпринимает должных мер для дальнейшего роса рынка. Стратегическое прогнозирование недостаточно развито, инновации в плане продуктовой линейки также в дефиците», - комментирует партнер консалтинговой фирмы в сфере исламских финансов Israa Capital Аттик-ур-Рехман (Attiq-ur-Rehman).

При этом в исследовании IFC отмечается значительное расхождение ситуации по разным странам – к примеру, в Саудовской Аравии спрос на исламский банкинг достигает 90%, а в Ливане – лишь 4%. Исследование проводилось в Ираке, Пакистане, Йемене, Саудовской Аравии, Египте, Ливане, Марокко, Тунисе и Иордании.

«Что еще более важно, исследование раскрывает значительный и нереализованный потенциал банковского финансирования – банкам и прочим финансовым учреждениям не хватает должного стратегического упора на этом сегменте», - отмечает региональный директор IFC Муаид Махлуф (Mouayed Makhlouf).

С этим согласен и партнер KPMG Тарик Мухаммад (Tariq Muhammad) – по его мнению, экономически эффективные исламские финансовые продукты для нужд малого и среднего бизнеса представляют собой огромную возможность для рынка.

«Традиционно исламские банки концентрировали внимание на крупных корпоративных клиентах, заинтересованных в структурировании продуктов или подготовке юридической документации», - отмечает он.

«Однако со временем стали появляться специально разработанные продукты для нужд малого и среднего бизнеса с учетом его особенностей. Многие банки ОАЭ уже заметили эту возможность и агрессивно работают над заполнением этого пробела».

Как ожидается, исламская финансовая индустрия в ближайшие несколько лет станет существенно более развитой, а предприятиям малого и среднего бизнеса удастся найти подходящих партнеров для финансирования расширения в регионе.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.