В июльско-августовском номере “The Halal Journal” была опубликована статья «Можно ли быть халяльным частично?». Статья была посвящена тому, каким образом целостная концепция халяль применяется на практике в каждодневной жизни и бизнес-отношениях, а также содержала вывод, что относительно вопросов халяль не должно быть каких-либо компромиссов. Например, если компания нарушает сроки оплаты со своими поставщиками или не выплачивает вовремя зарплату персоналу, но тратит миллионы долларов на корпоративную социальную ответственность (КСО), имеем ли мы право с чистой совестью присудить ей награду за достижение в области КСО? Или если банк, все операции и инструменты которого полностью соответствуют шариату, использует механизмы принудительного взыскания задолженности, проявляет неэтичное корпоративное поведение, можем ли мы по праву сказать, что такой банк олицетворяет дух халяль? Ниже приведен ответ от одного из читателей «The Halal Journal» г-на Табреза Дина, главы Технического Комитета Халяль Федерации исламских ассоциаций Новой Зеландии.

Издательство «The Halal Journal» решило побродить по сложной стезе деловой этики и всей концепции халяль бизнеса, чтобы разобраться в вопросе: «Имеем ли мы право заниматься халяльными делами частично?». Сразу нужно отметить, что ответ должен быть конструктивным. В мире, где мусульмане составляют меньшее количество населения планеты, мы должны подойти к решению этого вопроса с определенной долей прагматизма.

В мультикультурных и многонациональных странах нам постоянно предлагают продукты и услуги, которые считаются халяльными, в виду их неотъемлемого качества и религиозного одобрения. Однако в ассортимент предприятий, которые предлагают эти халяльные продукты, входят также и нехаляльные альтернативы, ввиду обширной коммерческой деятельности. Это вызвано тем, что во многих странах мусульмане составляют меньшинство населения, особенно на Западе. В таких странах обычные продукты не имеют официального подтверждения того, что они являются халяльными, и поэтому мусульманским потребителям приходится самим делать выбор в пользу того или иного продукта, полагаясь на свой здравый смысл.

Приведем один яркий пример частичного халяля. Это национальные авиалинии мусульманских стран. Вся их еда - халяльная и соответствует всем требованиям мусульманских норм питания. Однако же есть и некоторые из них, которые предлагают и алкогольные напитки. То же самое практикуется и в некоторых немусульманских авиалиниях, которые предлагают халяльную еду, одновременно изобилуя спиртными напитками. Мы, как мусульманские потребители, делаем свой выбор в пользу халяльной, воздерживаясь от того, что нам не дозволено. Все же, если бы мы должны были придерживаться критериев, полного соответствия халялю, нам бы пришлось отказаться от таких авиалиний, которые не отвечают всем требованиям Шариата.

Такие примеры существуют и в других сферах жизни: останавливаемся ли мы в гостиницах, посещаем ли рестораны, в которых предлагают спиртные напитки; делаем ли мы покупки в магазинах, в которых продаются алкоголь и свинина; совершаем ли денежные операции в банках, которые не соответствуют канонам Ислама. Поэтому мы, мусульмане, как потребители, принимаем товары и услуги, частично соответствующие канонам Ислама.

Но исходя из вышесказанного возникает другой вопрос: могут ли предприятия и деловые корпорации только частично соответствовать канонам Ислама, когда речь идет о нормах деловой этики и ответственности бизнеса перед обществом?

Поскольку их товары и услуги пользуются спросом, то можно полагать, что они могут быть халяльными на основе существующих критериев. Но если углубиться в сам процесс производства, использования тех или иных материалов при их изготовлении; социальной ответственности руководства перед рабочими, обществом и потребителями, в целях выявления халяльности всей их работы, то результаты могут и не соответствовать требованиям. На самом деле, такая проверка выявила бы несколько скелетов в шкафу и заставила бы организацию крайне критически взглянуть на свою деятельность.

Ведь в таком случае пришлось бы собрать не одну сотню сертификатов и разрешений, чтобы предприятие доказало свою состоятельность именно как организация, полностью соответствующая всем нормам Шариата.

Конечно, существуют крупные многонациональные корпорации, которые разработали собственные директивные установки, требующие соблюдения социальных стандартов не только в рамках своей организации, но и от своих поставщиков.

  • Отказ от детского и эксплуатационного труда
  • Четкое ограничение рабочего времени
  • Добровольные дополнительные рабочие часы и вознаграждение в соответствии с соглашением
  • Осуществление выплаты работникам вовремя и по соглашению
  • Свобода объединения в профсоюзы
  • Определение политика для защиты рабочих

Принятие аналогичной директивы в качестве критериев оценки для корпораций, безусловно, поможет отличить «халтурщиков» от тех, кто действительно работает и стремится к победе.

Это подводит к третьему аспекту обсуждения вопроса: «Каким образом?». Если кто-то принимает частичный халяль, как совершившийся факт, то, в таком случае, нам ничего не остается делать, кроме как разработать эти квалификационные требования. Для этого можно разработать градуированный сертификат, который четко будет отражать соответствие халяльным нормам. Это позволит четко определить, где организация стремилась к полному соответствию халялю, а не просто рассматривала халяльное одобрение как одно единственное и на все возможные случаи.

Ведь хотя и существуют некоторые стандарты определения халяльности, но все же нужно классифицировать их в определенные уровни, в целях обеспечения абсолютной ясности. Так, например, можно принять следующую классификацию:

  1. Базовое положение соответствия критериям халяль. Имеется в виду, скотобойни, мясные продукции.
  2. Комплексная Халяль Организация. Производство, сфера обслуживания. Установление цен за продукцию/услуги, производства и доставку определяется в соответствии со стандартами.
  3. Полное Халяль Предприятие. Это может быть наивысшим статусом, в котором оценивается вся стоимостная цепочка компании. Это потребует от Халяль Организации дать объективную оценку финансирования бизнеса, в соответствии c нормами Шариата, основываясь на критериях КСО (корпоративная социальная ответственность) и потребительском опыте. Это будет включать участие всех заинтересованных сторон, объединенных коммерческой структурой, включая сообщества, поставщиков, сотрудников и клиентов.

Такая классификация определит, где и каким образом предприятие следовало всем критериям халяльности, и четко разграничит крупнейших предпринимателей от компаний, не соблюдающих требования.

Таким образом, возникнут даже дополнительные выгоды от такой классификации.

Во-первых, Халяль ревизии и сертификационным центрам также придется улучшить свою деятельность, приобретать новые знания и навыки, чтобы соответствовать уровню, для объективной оценки работы предприятии.

Во-вторых, принимая третий уровень классификации, вместе с потребителем как ключевого фактора роста производства, корпорации будут иметь возможность оценивать эффективность своего Халяль статуса вместе с их покупателями. Более того, связываясь с потребителями, Халяль индустрия сможет вводить новшества и перейти от производства, устремленного на промышленность, к производству, нацеленному на своего покупателя.

Это будет долгожданным и желанным изменением для взыскательных мусульманских потребителей.

Перевод: Инсафа Гулиева

Редакция: МуслимЭко.Ру

Источник: Tabrez Dean. Being Halal in Parts – A Reality Chack // The Halal Journal. September-October 2010, Issue 36. P. 12-13.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.