skvazh

В редакцию muslimeco.ru продолжают поступать вопросы, в первую очередь затрагивающие экономическую сферу жизни мусульман. Вопросы приходят в немалом количестве, приходится выбирать из них наиболее важные(на наш взгляд). Недавно был задан вопрос о допустимости распространения с целью заработка программного обеспечения, позволяющего удаленно следить за чужим мобильным телефоном. Тема показалась нам важной, поскольку затрагивает не только этические проблемы, прямо регулируемые шариатом, но и проблему взаимоотношений личности и общества, проблему, старую, как мир, и, которая, судя по всему, будет актуальной вплоть до его Конца.

Суть такова: вы устанавливаете на телефон определенного субъекта шпионскую программу, благодаря чему сможете наблюдать за его перемещениями, звонками, сообщениями, да и вообще обладать всем объемом информации, который хранит в себе непременный спутник жизни большинства жителей так называемого цивилизованного мира. Предлагаются благовидные предлоги для обоснования «необходимости» такой штуки. Программа призвана служить безопасности бизнеса с целью предотвращения «промышленного шпионажа» со стороны сотрудников организации, блюсти неприкосновенность детей, ну и, конечно же, препятствовать супружеской измене. Не будем тратить время читателя на разбор положительных и отрицательных сторон пунктов «за», отметим лишь, что рациональное зерно в них есть. Однако, даже при поверхностном осмыслении изложенного, можно прийти к выводу: между адекватным беспокойством за сохранение семьи и бизнеса и параноидальной мнительностью пролегает тонкая грань, которую легко перешагнуть.

Существует кораническое повеление мусульманам: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом…» (49:12). Наверное, можно было бы здесь остановиться, поскольку ясный аят снимает потребность вхождения в богословские дебри шариатских исследований. Тем не менее, хотелось бы немного глубже проникнуть в канву проблематики.

Понятно, что приведенный аят исключает возможность заработка на продаже средств для слежки. Думается, комментарии излишни: посредством харама халяля не достичь.

Далее, мы приходим к теме более широкой и интересной, которая как бы является общей по отношению к заявленной в вопросе, вполне частной и узкой. Эта тема — свобода личности через призму ислама.

Весьма популярными в наше время остаются книги интеллектуалов 20 века, таких как Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли. Современный мир продвигается все ближе по направлению к авторитарному господству над жизнью людей, блестяще описанного в их антиутопиях. Тотальная слежка, недоверие друг к другу из девиации превращаются в норму, никто не удивляется камерам наблюдения на каждом шагу, повсеместно человек оставляет «следы» посредством банковских карт, разного рода регистраций, фактически человек составляет на себя досье в социальных сетях (особо отметим: «сетях»). Пока что в нас не встроили чипы, но мы почти никогда не расстаемся с сотовыми устройствами, планшетами, позволяющими при наличии соответствующего оборудования рассказать все о нас и наших передвижениях, контактах, связях. В «Мобильнике» Стивена Кинга описывается апокалипсис, вызванный звонком на мобильный телефон, превративший в час «X» поднявших трубку в зомбированных психопатов.

Вседозволенность, выдаваемая за свободу привела к тому, что из человеческого материала формируется гомогенная масса аутсайдеров, которых можно легко выдрессировать и определить в послушное «стадо». Тогда как человек с определенной самодисциплиной и признающий авторитет Всевышнего и его постулатов приоритетнее всех остальных невольно задается вопросом, как правильно ответить на вызовы времени. Стоит ли пожертвовать личной и семейной свободой ради пресловутых «безопасности» и «общественного блага», или выступить против глобального контроля, независимо от того, откуда он исходит?

По шариату права индивида как личности, приватность его семьи, права по отношению к родне четко стоят над обществом. В Коране сказано: «Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них» (2:187). Есть и такой аят: «О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат»(24:27–28). Согласно хадису, подглядывающий за частной жизнью мусульман заслуживает того, чтобы его лишили глаза. Наблюдательная функция всецело передается исламской традицией Аллаху: «Воистину, Аллах — Свидетель всякой вещи» (4:33), за исключением случаев, затрагивающих права общины, приватная жизнь является «террой инкогнито» для всех остальных: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников…» (4:135).

Таким образом, можно резюмировать, каким бы благом не оправдывалось ограничение свободы личности, ознакомление с ее интимной стороной жизни, Ислам стоит принципиально против этого. Из этого следует, что распространять инструменты, закрепощающие личную жизнь и нарушающие ее свободы, предоставленные самим Всевышним, категорически запрещено.

А Аллаху известно лучше.

Шамиль Казалиев

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.