• Главная
  • Статьи
  • Необходимо определить место терминологии исламского банкинга в российском праве

ВыступлениеВыступление Калимуллиной М. Э., исполнительного секретаря РАЭИФ, на презентации монографии «Зарубежное банковское право» в МГЮА им. О. Е. Кутафина 28 января 2016 г.

«Добрый вечер, уважаемые коллеги! Мира вам и милости Всевышнего!

Прежде всего, позвольте поздравить университет с изданием данной монографии. Уже много говорилось о том, что помимо изучения зарубежного опыта, представленного в монографии, необходимо изучение и другого интересного опыта зарубежных стран. Сегодня в Российской Федерации активно изучается опыт того сектора международного права, в том числе банковского, который также именуют альтернативным банкингом, партнерским банкингом, или также есть название банки участия, но наиболее распространен об под названием исламский банкинг. Наиболее интересным представляется то, что это не банковское право какой-либо отдельной страны, а это правовые механизмы, применяемые в разных странах – Персидского залива, Ближнего Востока, Европы и Юго-Восточной Азии. Это интересный опыт, имеющий, на сегодняшний день, более чем сорокалетнюю историю.

Возможно, данный рынок в масштабах мирового финансового рынка не является крупным. Однако он привлек внимание во время мирового финансового кризиса 2008 года, когда все увидели, что ни один исламский банк не потерпел фиаско. Да, прибыль снизилась, но это произошло в связи с тем, что эти банки тесно связаны с реальным сектором экономики. Спад в экономике – спад прибыли.

Сегодня в России активно изучается данная тема – созданы рабочие группы при Центральном банке РФ, Комитете по финансовым рынкам Государственной Думы РФ, крупных банковских структурах, в том числе, Внешэкономбанке. Практика применения инструментов исламского банкинга имеется и у небанковских финансовых институтов и банковских организаций. В частности, Московский индустриальный банк выпустил продукт в августе 2015 года [примечание редактора: речь идет о выпуске карты паломника]. Имеется и опыт взаимодействия с зарубежными структурами – сделки банка АК Барс.

Проблема заключается в том, что юристам приходится изобретать: для того, чтобы реализовывать сделки приходится брать те стандарты, что существуют на международном рынке исламских финансов и вплетать их в российское банковское право. На деле все выходит не очень складно, но, по крайней мере, удовлетворяются интересы обеих сторон – стандартов, существующих на рынке, и российского права.

Говоря о стандартах, есть международная организация, которая занимается разработкой и внедрением исламских финансовых стандартов [примечание редактора: речь идет об Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений]. Выделяют несколько групп: шариатские стандарты (определяют этические нормы и правила игры, лежащие в основе сделок), стандарты учета (разработанные на основе международных стандартов отчетности), стандарты регулирования.

Осуществляя перевод стандартов на русский язык, совместно с представителями кафедры «Банковское право» МГЮА им. О. Е. Кутафина, мы сталкиваемся с рядом трудностей, связанных с дефиницией терминов, встречаемых в стандартах. Например, термин «владение» - соответствует ли он смыслу стандарта? Подобная работа по выявлению соответствий предстоит по целому ряду понятий и определений. В частности, есть распространенная сделка «мурабаха». Можно сказать, что это торговое финансирование. Возникает вопрос – насколько полно существующий термин на русском языке отразит суть сделки? Поэтому где-то будет логично применить аналог, существующий в словарном обиходе российского законодательства, где-то осуществлять транслитерацию арабской терминологии.

Сегодня этот вопрос является очень актуальным, что подтверждается в том числе существованием, как минимум, четырех небанковских организаций в нашей стране, работающих согласно шариатским стандартам. Данные организации сумели найти наиболее подходящую форму правовой организации - потребительское общество, товарищество на вере. Именно эти правовые институты позволяют принимать инвестиционные вклады (инвестиционные займы) от желающих хранить и приумножать свои средства, не прибегая к запрещенному [для них] банковскому проценту. В то же самое время эти правовые формы позволяют размещать эти средства, получая доход. Никакая другая форма в рамках российского права не позволяет полноценно осуществлять эту деятельность. Хотя, казалось бы, основной механизм, лежащий в основе исламских финансов, – проектное финансирование, торговое финансирование, лизинговое финансирование. Но все эти практики ограничены в рамках российского банковского права. В этом и заключается работа по разработке законопроектов. Отдельную благодарность хочется выразить Дмитрию Ивановичу Савельеву, команда которого уже внесла шесть законопроектов, связанных с этими инструментами, на рассмотрение в Государственную Думу.

Несомненно, при обсуждении данного вида институтов, данного вида сделок возникало много разногласий среди экспертов касаемо того, как должно выглядеть закон и по какому пути следует проводить разработку законодательной базы для реализации исламских финансовых сделок. Это и банковские инструменты, и международные сделки, и внутрироссийские сделки.

Уже второй год в рамках Гайдаровского форума проходит сессия по исламским финансам. В этом году было отмечено [Директором департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Сергеем Платоновым - прим. ред.], что есть опасения касаемо развития исламского финансирования – оно может вызвать отток средств от традиционных банков в нашей стране. Во-первых, какой может быть отток, если есть вкладчики, которые из-за религиозных или каких-либо иных соображений не пользуются банковскими кредитами и вкладами, приносящими доход. Во-вторых, ничто не мешает традиционным банкам внедриться в эту систему – открыть отдельный филиал, в рамках отдельного корреспондентского счета или в иной форме участвовать на этом рынке.

В заключении хотелось бы отметить необходимость активной работы юристов в этом направлении, необходимо определить место сделок исламского финансирования в российском праве и найти путь развития этих сделок, пути создания компаний, приносящих доход своим инвесторам. Доходность существующих в РФ исламских финансовых организаций, несмотря на небольшие по объему активы (до миллиарда рублей), выше банковской. Доходность этих небанковских организаций напрямую связана с доходностью реального сектора экономики.

Таким образом, необходимо изучить внедрить правовые понятия, связанные с исламским банкингом, сформировать образовательные программы. В ведущих ВУЗах нашей страны уже есть отдельные спецкурсы «Исламские финансы», необходимо создание программ и дисциплин правового характера, проведение научно-исследовательских и практических разработок. Благодарю за внимание!»

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.