Особенности одежды современных мусульман

1 082

Мусульмане

Согласно подсчетам Ватикана, из 6,5 млрд землян 19 % исповедуют ислам. За последние 30—40 лет эта цифра увеличилась в три раза.

Сегодня в Западной Европе проживают около 15 млн мусульман. Так, в Германии их приблизительно 4 млн, в Великобритании — около 2 млн, в Бельгии — порядка 400 тыс. человек, во Франции — до 6 млн. Также 6 млн мусульман в США.

Некоторые западные аналитики прогнозируют, что через 50 лет Европа станет главным центром исламской религии благодаря принятию ислама многими европейцами под влиянием процессов миграции, а также большой рождаемостью. Исследования, которые провёл социолог Жан Пол Чарней, показывают, что только в арабских странах мусульманское население к 2025 году удвоится.

В России сегодня проживает порядка 20 млн мусульман и их число растёт. Эксперт аналитической группы «Памир-Урал» (Москва) Ярослава Забелло, отмечает:

Сколько в России мусульман, точно никто не знает, — называют цифры от 12 до 50 млн человек. Реальная цифра, на мой взгляд, ближе к 16—18 миллионам.

Гардероб

В число предметов традиционного гардероба современных последователей ислама, привлекающих к ним внимание со стороны немусульман, особенно в странах Европы и Америки, входят:

Хиджаб (араб. حجاب‎‎ — покров, завеса) — в Западной Европе под ним понимается головной убор мусульманок, скрывающий волосы платок. В широкой трактовке — любой вид женской верхней одежды, скрывающей лицо и/или фигуру. Существует более глубокий смысл — это определение в исламе включает в себя свод правил поведения женщины в обществе, в числе которых порядок ношения одежды, закрывающей всё тело, кроме кистей рук и лица.

Никаб (араб. نقاب‎‎ — покрывало) — закрывающая лицо накидка с прорезью для глаз, как правило чёрного цвета.

Паранджа, бурка́, бурга (араб. برقع‎‎) — вариант никаба, халат с ложными рукавами, в котором женщина полностью покрыта тканью, глаза мусульманок здесь закрываются сеткой (чачван или чашмэ).

Абайя, абая (араб. أباءة‎‎) — длинная верхняя одежда без пояса, чёрного цвета, с рукавами, покрывающая тело женщины от плеч до ног. Часто составляет единый ансамбль с никабом. Незамужние девушки вместо абайи носят большие шали — шмаада.

Джилбаб, джилбааб (араб. جلباب‎‎) — закрытая просторная верхняя женская одежда, плащ, покрывающий руки и ноги, может быть разного цвета.

Чадра́ (перс. چادر) — лёгкое покрывало, в котором ходят с открытым лицом, но при случае можно мгновенно задрапироваться. Может быть чёрного, синего или белого цвета. Распространена, главным образом, у шиитов.

Буркини (англ. burqini — образовано сочетанием burqa + bikini) — вид купального костюма для мусульманок, закрывающий тело. Изготавливается из лайкры.

Куфия, гутра, хатта, шемах (араб. كوفية‎‎) — арабский мужской головной платок, обычно белого, чёрно-белого или красно-белого цвета. Часто, но не всегда, носится с чёрным придерживающим обручем эгаль (икаль).

Шаровары, шалвар (перс. شلوار) — мужские и женские длинные штаны с широким шагом, без боковых швов, узкие у щиколотки и довольно широкие в верхней части, со вставкой в виде ромба или широкой полосы между штанинами. Поддерживаются на бёдрах плетёным шнуром.

Тюбетейка, такыя (тат. Түбәтәй) — головной убор, шапочка, круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская. Обычно украшена вышивкой, бисером. Носят мусульмане России, Средней Азии.

Шариат

Женщины

Существуют определённые требования основанного на сурах Корана исламского правового канона — шариата — к одежде, соблюдать которые обязаны все правоверные мусульмане, как женщины, так и мужчины.

Главное правило, касающееся одежды мусульманок, сводится к тому что вне дома непокрытыми одеждой могут оставаться лишь лицо и кисти рук. Закрывать лицо не обязательно, но в случае присутствия макияжа желательно. Коран обязывает верующих мусульманок закрывать голову, шею и грудь (Коран, 24:30, 24:31 и 33:59):

Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала… Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, жёнам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы, и потому не будут оскорбляемы.

В исламе хиджаб — «знак благочестия», который подчёркивает «цельность личности женщины». Кроме того, мусульманкам в общественных местах и в присутствии посторонних следует избегать ярких, кричащих оттенков в одежде, а сама ткань должна быть достаточно плотной и не обтягивающей. Одежде следует быть свободной, скрывающей силуэт.

Также недопустимо использование привлекающих внимание аксессуаров и выраженной парфюмерии. Плюс ко всему, женская одежда должна отличаться от мужской, брюки, например, обязательно должны быть женского покроя. Вместе с тем, гардероб мусульманских женщин не может заимствовать предметы одежды немусульманок.

Мужчины

Основное требование, предъявляемое мужчинам, сводится к тому что они должны покрывать себя от пупа до коленей.Некоторые имамы полагают, что мужчинам в общественных местах необходимо носить длинные рукава, покрывая руки до запястий, и неуместными будут золотые драгоценности или шёлковая одежда. Кроме того, мужская одежда не должна походить на женскую.

Этника

В разных регионах мира одежда мусульман имеет свои особенности. В странах, где исповедующих ислам среди населения больше, мусульманки чувствуют себя увереннее, одеваясь согласно традициям и соблюдая требования шариата. Там, где процент мусульман среди населения не так велик, женщины предпочитают не выставлять напоказ свою принадлежность к исламу, одеваясь «приближённо» нормам шариата. Основные отличия мусульман в одежде, как правило, диктуются местными национальными традициями.

Рассказывая о различиях в этнических стилях разных народов, принявшая ислам художник-стилист Амина (Екатерина) Васильева отмечает, что, например, дагестанский и чеченский женские костюмы похожи, здесь заметно взаимное культурное влияние.Туникообразная рубаха, которую носили народы горного Дагестана (аварцы, лакцы, даргинцы) как основная и единственная форма, у кумыков носилась исключительно как нательная одежда. Скрывающий кисть руки рукав рубахи состоит из двух деталей: верхней (шириной 40—45 см) и нижней, расширяющейся до 120—140 см. Такую рубашку носят с платьем и шароварами, а во время танца рукава закрывают лицо от посторонних глаз.

У татар нательной одеждой тоже служат туника и штаны. Платье как правило надевается с коротким безрукавным камзолом из той же ткани, с сильно расклёшенными полами. Обязательным для всех мусульманок головным убором является платок. В основном, отличия в нарядах разных народов заключаются в покрое и декорировании верхних частей одежды.

В России, в частности в Татарстане, часто ставится вопрос соотношения современной практики ношения мусульманского платка и татарской национальной традиции. Для большинства мусульманок Казани «их религиозные практики являются выражением татарской национальной идентичности». Они убеждены, что для татар ношение женщинами платка и сокрытие тела является традицией, основываясь на том, что для татарской культуры характерна форма женского костюма, которая мало чем отличается от хиджаба, несмотря на отсутствие в старотатарском языке слова «хиджаб».

Вместе с тем, в крупных городах арабских стран встречаются мусульманки, предпочитающие западный стиль в одежде и отказавшиеся от традиционных нарядов и платка. В Сирии, Ираке, Иордании, Египте и Ливане можно встретить большое разнообразие стилей как традиционной, так и современной одежды. А вот в Саудовской Аравии, например, женщина без абайи редкость.

Мода

Сегодня во многих мусульманских странах мода предлагает различные варианты конвергенции моды, исламской одежды и соответствующего образа жизни. По словам специалиста по СМИ и рекламе из Ливана Ханади Шехабеддин, «гибкость ислама потрясает»: мода оказывается вполне приемлема с точки зрения шариата. Художник-стилист Амина Васильева свидетельствует:

Есть возможность приспособить и модную современную одежду под требования шариата, немного изменив покрой.

В последнее время многие модельеры обратили внимание на культуру и традиции Востока. Амина Екатерина Васильева отмечает:

Для современных дизайнеров исламский мир — это некая сказка, тайна, окутанная «тысяча и одной ночью». Все непонятное и скрытое всегда притягивает, и этим нередко пользуются. Создавая театральную роскошь, используя экзотические цвета, модельеры привлекают внимание.

В 1999 и 2001 годах модные дома Yves Saint Laurent и Chanel открыли прелесть хиджаба, с 2002 года широкие шаровары стали присутствовать в коллекциях Christian Dior, Christian Lacroix, Yohji Yamamoto. Марокканские туники представлены Yves Saint Laurent, Miguel Adrover, Missoni и Fendi, тюрбаны — Prada. Такие известные модные дома как Ungaro, Christian Dior, Dolce&Gabbana, Roberto Cavalli, Moschino, Anna Sui и Missoni в своих коллекциях используют фольклорные мотивы, лоскутную технику, этнические аксессуары.

Из российских модельеров исламскими мотивами выделяются коллекции Юлии Далакян, Рустама Исхакова, Дарьи Разумихиной, Виктора Феоктистова. Вячеслав Зайцев также затрагивает фольклорную тематику, а осенью 2009 года в Грозном состоялось открытие студии дизайна и моды, где прошёл дебютный показ коллекции его учениц — Лауры и Медни Аржеевых.

Британский специалист по социальной антропологии и автор книги «Очевидные мусульманки» Эмма Тарло считает, что одна из целей новой мусульманской моды — «противостоять, через стиль в одежде, враждебному восприятию ислама»

www.memoid.ru

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.