Госкомпании Башкирии заинтересовались сертификацией своей продукции и услуг на соответствие канонам шариата. Cписок производителей «халяль» в ближайшее время могут пополнить государственные унитарные предприятия «Санаторий „Танып“» и «Санаторий „Красноусольск“». Участники рынка признают такой вид сертификации не более чем одной из имиджевых уловок и не уверены, что он гарантированно принесет коммерческие дивиденды.

Санаторий «Танып», расположенный в Аскинском районе Башкирии, направил в Духовное управление мусульман республики (ДУМ) официальную заявку на прохождение добровольной сертификации услуг по стандарту «халяль», а руководство санатория «Красноусольск» в Гафурийском районе обсуждает такие планы, рассказал Тимур Шангареев, руководитель комитета по стандарту «халяль» ДУМ (со времени его создания в 2009 году добровольную сертификацию в нем прошли 45 предприятий). «Руководство обоих предприятий (оба — 100% собственность республики) в беседе с нами проявляет к сертификации сильную заинтересованность»,— уточнил он. Заместитель директора по медицинской части и сервисной работе «Таныпа» Азат Кунафин пояснил, что по факту санаторий уже предоставляет услуги стандарта «халяль» по запросам отдыхающих, но «многие интересуются, есть ли у нас соответствующий сертификат, в связи с чем мы решили пройти эту процедуру». По словам господина Кунафина, сертификация на «халяль» предполагает введение наряду с обычным гендерного обслуживания (раздельное оказание медицинских услуг и оздоровительных процедур женщинам и мужчинам, причем однополым им персоналом), оборудование специальной комнаты для молитв, введение в практику празднования мусульманских праздников, пересмотр системы питания с расширением меню продуктами, сертифицированными на «халяль», и ряд других услуг.

Получение сертификата «халяль» предусматривает внесение первоначального взноса в 1-20 тыс. руб. с ежемесячной оплатой сервиса по сопровождению в размере 1-5 тыс. руб.

По словам Тимура Шангареева, количество компаний-производителей и сервисных компаний, проходящих сертификацию на «халяль», в республике ежегодно растет. При этом процент выбраковки при прохождении сертификации достаточно высок — до половины желающих. «Случается, нам предлагают деньги за выдачу сертификата без проверки и контроля производства, но мы на это не идем»,— пояснил господин Шангареев.

В руководстве санатория «Красноусольск» сказали, что официально с заявкой на сертификацию пока не обращались. Но неофициально в госкомпании уточнили, что интерес к стандарту «халяль» появился после недавнего приезда в Уфу шейха Саудовской Аравии Салеха Абдаллы Камеля, который выразил готовность проинвестировать на паритетных с республикой условиях строительство нового корпуса санатория по стандартам «халяль». «В последнее время посетители санатория все чаще обращаются с просьбами разместить их в корпусе такого стандарта», утверждают в «Красноусольском». Официальной статистики востребованности услуги в санаториях вчера не предоставили.

Между тем сфера услуг в регионе остается одной из самых консервативных с точки зрения интереса к «халяль». В списке сертифицированных комитетом при ДУМ доля сервисных компаний занимает не более 10%: среди прошедших сертификацию стоматологическая клиника, муниципальный санаторий «Радуга» в Уфе, служба такси, стоянка для туристов, отказавшаяся от песен у костра с алкоголем, а также предприятие по изготовлению памятников, обходящееся в работе без изображения людей. Основная же доля сертифицированных компаний — это мелкие и средние производители продуктов питания: молока, колбас, мяса птицы, но есть и крупные, например, «Птицефабрика „Башкирская“» или «Турбаслинские бройлеры». «Надо помнить, что сертификация на халяль не заменяет ГОСТ, это просто дополнительный контроль качества»,— предупреждает потребителей Тимур Шангареев.

Председатель совета по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Башкирии Вячеслав Пятков уверен, что у халяльной продукции в республике есть ниша главным образом потому, что сертифицированная продукция «значит, проверенная». В то же время не каждому производителю сертификация удобна. «Там по технологической цепочке вплоть до включения конвейера человек должен читать молитву»,— поясняет господин Пятков.

Однако сами участники рынка по-разному отзываются о коммерческой ценности сертификации по канонам шариата. Управляющий «Учалы-халяль» Альберт Гарипов признался, что после сертификации его продажи возросли почти на 20%. «Наклейка „халяль“ внушает людям некую уверенность, что товар будет качественным и без обмана»,— утверждает он. Тем временем управляющая уфимским магазином одежды «Сахара» Зайнаб Ситдикова, вышедшая из программы сертификации, рассказала, что «не увидела пользы». «У нас одежда, а не продукты. Кто захочет купить хиджаб, тот и так понимает, что он изготовлен согласно шариату»,— пояснила она. А коммерческий директор компании НУМИК Валентин Батуллин признался, что завод отказался от выпуска халяльной колбасы «около семи лет назад, так как конъюнктура рынка такова, что на данную продукцию нет хорошего спроса».

Фото: Михаил Соколов. В санаториях «халяль» отдыхающим дали место для молитв

www.kommersant.ru

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.