• Главная
  • Статьи
  • Проблема возрождения собственности мусульманских организаций в России

Проблема возрождения собственности мусульманских организаций в России

303

30 ноября 2010 г в России официально вступил в силу закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". По мнению мусульманских исследователей, принятие данного закона стало определенным рывком в деле решения вопроса возрождения мусульманской собственности в России.

Из истории известно, что до 1920-30-ых годов российская умма, как и многие другие религиозные объединения, обладала определенным имуществом, которое в дальнейшем было национализировано советской властью. Однако, только лишь в девяностые годы, в связи с процессом формирования новой российской правовой системы и появлением свободного гражданского оборота имущества, стали говорить об идеи возвращения отобранной собственности религиозным организациям.

Исламские деятели, как и руководители православных организаций, были одними из первых, кто поддержал законопроект о религиозном имуществе. На сегодняшний день мусульманские организации, выступая в качестве институтов народной дипломатии, играют значимую роль в развитии всей мусульманской уммы в целом. В частности, здесь можно говорить о развитии сотрудничества с арабским миром, о выделении больших средств из бюджетов фондов и организаций на обучение исламским наукам, организации различных конференций, встреч, выставок, посвященных проблемам Ислама. Однако, для осуществления поставленных целей, мусульманским организациями необходима определенная материальная база.

В этом отношении, принятие закона о религиозном имуществе действительно можно считать прорывом в деле решения проблемы возвращения исламской собственности. Тем не менее, остается актуальным вопрос выработки конструктивной политики по реализации данного федерального закона в отношении исламской собственности.

По мнению кандидата исторических наук и руководителя серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Дамира Хайретдинова, «результативность в деле реституции исламских объектов и движимого имущества во многом будет зависеть от активности исламских организаций – их грамотности, дипломатичности, правильно поставленного юридического и информационного сопровождения этого процесса».

Немаловажным фактором является централизованный подход к решению данного вопроса. Так, по словам директора департамента экономики Совета муфтиев России Мадины Калимуллиной (члена Комиссии при Минэкономразвития России по реализации данного закона), существуют определенные трудности передачи имущества в собственность исламским организациям в разных регионах России. В связи с появлением в России новых исламских центров, также встает вопрос о необходимости проведения тщательного анализа вопроса возможных собственников религиозного имущества в лице новых и старых исламских организаций.

Несмотря на возникновение трудностей в задаче реализации закона о передаче религиозного имущества, исламские организации стремятся участвовать в процессе реализации закона. Например, активную деятельность в этом направлении ведет Совет муфтиев России, который, осуществляет систематизацию, сбор данных по данному вопросу.

В целом, следует сказать, что процесс передачи религиозного имущества мусульманским организациям - это долгий и сложный процесс, результативность которого во многом будет зависеть от самих мусульманских организаций и от их способности решить комплекс проблем, возникающих на пути реализации данного федерального закона. Но, важно, что это процесс уже запущен и имеет законодательную основу, а значит, в конечном итоге, будет реализован.

Ханская Мечеть в г. Касимов Рязанской области

Башня-минарет была возведена вместе с мечетью вблизи дворца царевича Касима в 1467г. на Татарской горе. Все постройки, как и минарет, были сложены из известняковых блоков. Мечеть по указу Петра I в 1702 г. была разобрана, но минарет остался. Долго татарам не давали восстановить ее. Только в 1768 г. после разрешения Екатерины II мечеть стали строить вновь из белого камня на старом основании. Остатки этой древней кладки видны в нижней части ее первого этажа; в XIX в. над ней был надстроен из кирпича второй этаж с большими прямоугольными окнами.

Мечеть в г. Тара, построенная в XVIII в. (разрушена в советское время)

Каменную мечеть в сибирском городе Тара заложили задолго до появления в 1788 году указа царицы Екатерины об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания. плане города Тары за 1775 год, «высочайше» утвержденном императрицей Екатериной, уже имеется отметка о строящейся каменной мечети. Связано это с тем, что в Сибири еще до пугачевского восстания был особый порядок взаимоотношений с мусульманами, разрешение на строительство мечети выдавалось губернатором Тобольского наместничества

Г. Енисейск Красноярского Края, мечеть в начале ХХ векаСовременный вид здания мечети в г. Енисейске
Одна из мечетей г. Троицка (Челябинской области) Соборная мечеть в г. Санкт-Петербурге

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.