percent

В рамках выставки Moscow Halal Expo 2014 в очередной раз состоится исламский бизнес-форум, который обещает его участникам интересную программу, в которую входят: обучающие семинары, презентации исламских финансовых услуг, отраслевые круглые столы, обсуждение насущных вопросов, стоящих перед этически ориентированным бизнесом, налаживание контактов между различными участниками рынка «халяль». В качестве анонса и некоего превью к упомянутому мероприятию, хотелось бы затронуть основополагающие идеи и принципы исламской экономики. В первую очередь - это, безусловно, категорическое неприятие ростовщических сделок. Этому вопросу мы постараемся посвятить первую статью в серии публикаций в преддверии бизнес-форума.

Иблис попросил Всевышнего об отсрочке его наказания до Судного дня и, получив ее, пообещал использовать отпущенное время на обеспечение заблуждения большей части человечества: «…Я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (7:17). Из того, что ему было отвечено Господом, любопытными в нашем случае представляются следующие слова: «…Дели с ними их богатства и детей и давай им обещания» (17:64). Нажитое человеком богатство может быть приобретено дозволенными и запретными способами. Оно может стать запретным, если человек неправильно им распоряжается. Одним из таких опасных по сути и последствиям способом распоряжения денежными средствами является ростовщичество. Вполне возможно, что под «сатанинской долей» в имуществе подразумевалась именно ростовщическая часть, которая сегодня фактически присутствует в каждой денежной единице, а его «обещания» касались комфортной жизни, прельстившись коей, человек идет к процентщику, а последний, в свою очередь, непосредственно получает прибыль по прошествии времени без приложения усилий.

Аристотель в свое время высказал гениальную мысль: «Ростовщик ворует время, которое дано человеку». Действительно, когда некто берет деньги под проценты, он закладывает в залог свое будущее, обязуется возместить сумму долга и надбавку к нему. Зависимость от кредитора зачастую приобретает форму рабства, если по той или иной причине должник некредитоспособен — заимодавец приобретает обширную власть над ним, вплоть до отчуждения жилья и отъема последних средств к существованию. Пребывая в таких условиях, заемщик пытается всячески изловчиться с целью аккумуляции средств для погашения кредита, не чурается прибегнуть к преступлениям, мошенничеству, махинациям. Когда подобная система приживается в обществе, а сегодня мы наблюдаем тотальное господство ростовщического капитала в экономике — этические и нравственные отношения между людьми отступают и им на смену приходит уклад, при котором знаменитая фраза «homo homini lupus est» (с лат. «человек человеку волк») превращается из образного выражения в обыденную действительность.

Фундаментальный посыл исламской социально-экономической доктрины состоит в том, чтобы освободить личность от эксплуатации, вывести человека из «рабства созданных» к рабству перед Создателем. Закрепощенный кредитом, человек не может вырваться из дьявольского круга, личной включенности в Систему отчуждения смыслов. Он не может разорвать нечестные договоры, плюнуть на дурного начальника, покинуть офисную контору. Идя на компромисс с совестью, он теряет самое главное — человеческое достоинство и свободу. В этой связи вспоминается еще один аят: «Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость» (2:268). Самое страшное в данной картине видится в том, что за ширмой мирских злоключений забывается личная миссия перед Богом. Добывая средства к существованию, мусульманин рассматривает этот процесс лишь как вынужденную меру, обеспечивающую служение Всевышнему. Тогда как бремя ростовщичества налагает путы и на сознание, деньги превращаются из средства в цель.

Исламская экономика становится в наше время все более популярной. Во многих странах уже по достоинству оценили преимущества предлагаемой исламом системы взаимоотношений. Уже не первый год в европейских странах функционируют беспроцентные банки с исламской схемой финансирования. Очевидно, что прагматичных финансистов привлекает в исламском банкинге не нравственная составляющая, а прибыль. Почему бы нет? Война, объявленная в Коране ростовщичеству (2:279), может быть поддержана разными людьми. Важно, чтобы проект, слугой которого является в том числе и такой инструмент как «исламская экономика», набирал силу и окреп. Проект, основанный не на притеснении и эксплуатации, а на равенстве и братской любви. Россия, благодаря своему политическому и экономическому устройству, а также уникальному национальному и конфессиональному составу населения, в условиях становления альтернативной мировой исламской финансовой системы имеет шансы стать одним из ее флагманов.

6 июня с.г. в рамках круглого стола Практика исламского бизнеса и финансов в России. Истории успеха. Новые горизонты развития на Moscow Halal Expo 2014 состоится обсуждение актуальных направлений развития в этой области, а предшествовать круглому столу будет семинар Ведение бизнеса по нормам шариата, который призван устранить ликбез среди членов уммы в вопросе распоряжения своим имуществом.

P.S.: Противникам любого арабского капитала, которые видят в идее исламского банкинга финансовую базу экстремизма, хотелось бы сказать, что в списках, отслеживаемых американской Службой контроля, нет ни одной исламской финансовой организации.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.