Марокканская система страхования является для стран Магриба и Ближнего Востока хорошим примером того, как рынок может быть независимым и в то же время преуспевать. Однако у страховых компаний остается большое количество нереализованных возможностей.

Марокко не входит в число богатых нефтедобывающих стран, а Королевству необходимо заботиться о своем многомиллионном населении. Тем не менее, индустрия страхования смогла добиться успеха во всех направлениях. С полученной в 2012 году страховых премий (Gross Premiums Written) на сумму в 26 млрд. марокканских дирхамов (3, 2 млрд. долл. США) Марокко является третьим по величине арабским страховым рынком и вторым по величине в Африке после ЮАР.

insurance

Высокий уровень развития данной отрасли очевиден, особенно в области страхования жизни. Страхование жизни и имущества составляют около трети всего рынка с премией, достигшей 8, 8 млрд. марокканских дирхамов в 2012 году. Однако процент страхования жизни составляет лишь 0, 96%, хотя и является самым высоким для региона БВСА (MENA).

«Процент охвата страхового рынка составляет 3% и является самым высоким в регионе, но это не соответствует уровню, который может быть достигнут, – заметил генеральный директор компании «CNIA Saada Assurance Co» г-н Мехди Тази (Mr Mehdi Tazi). – К тому же, этот процент не идет в сравнение с общим процентом в развитых странах. Мы все еще отстаем».

Но в целом, данная отрасль работает хорошо, несмотря на снижение норм прибыли на инвестиции. «Марокканские финансовые рынки упали почти на 15% за последние два года. По этой причине компании возвращаются к основам, чтобы повысить уровень знаний в области страхования и компенсировать снижение инвестирования».

Когда выйдет закон о системе «Такафул»?

Несмотря на то, что Парламент только собирается принять закон о такафуле в 2014 году, некоторые страховщики уже рассматривают возможность проведения операций, связанных с этой системой. «Они очень заинтересованы, но ждут выхода нового закона, – говорит г-н Баддоу (Mr Baddou).

Он надеется, что местные операторы будут проявлять больший интерес к такафулу по причине государственной опеки в области страхования. «Эта защита укрепила марокканской страховой рынок. И то же самое касается такафула, по крайней мере, на первом этапе».

«Такафул не сможет существенно повлиять на бизнес в целом, по крайней мере, на начальном этапе, его влияние будет заметно на более поздних этапах становления. Было принято решение о том, что семейный такафул будет представлен первым, так как именно в семье религиозные рамки играют важную роль», – добавил г-н Баддоу.

«CNIA Saada» обдумывают введение такафула, но «мы не вполне уверены, что рынок будет готов к принятию такафула, – сообщил г-н Тази, – из-за высоких первоначальных затрат. В своей основе, это еще 50 млн. марокканских. дирхамов инвестиций (требование к капиталу), что заставит инвесторов дважды подумать об инвестировании в такафул. Это не выпуск нового продукта».

Расширение за пределами страны

Услугами холдинг-компании «Saham Finance», под опекой которой находится и компания «CNIA Saada», пользуются в 22 странах, преимущественно в Африке, в том числе в Анголе, в Кении и в Нигерии; в настоящее время «Saham Finance» намечают свое распространение в Конго. Это в дополнение к заполученному в 2011 году ливанскому партнеру, лидирующему в области страхования, «LIA Insurance». «Такое расширение менее чем за 4 года позволило «Saham Finance» развить этот бизнес довольно быстро. В 2013 году группа компаний приблизилась к 1 млрд. долларов США по величине премий, что сделало их лидером в сфере страхования в Африке, кроме Южной Африки», – заметил г-н Тази.

«В определенный момент Марокканский рынок станет более открытым, но, вероятно, не таким большим или прибыльным по сравнению с другими рынками в Африке», – высказал свое мнение г-н Тази. – «Африка к югу от Сахары могла бы быть лучшим выбором для инвесторов, так как марокканский рынок является достаточно зрелым и конкурентоспособным. Он растет, но не так быстро, как рынок в Тропической Африке, который еще молод и имеет больше возможностей. В Нигерии, например, около 170 миллионов человек с

немалым потенциалом».

«Марокко уже сотрудничает с такими ведущими европейскими компаниями, как «AXA», «Groupe Societe Generale» и «Zurich», но маловероятным остается тот факт, что появятся новые участники (местные или международные) в ближайшее время», – сказал г-н Баддоу. – «Дальнейшее разширение рынка может отрицательно повлиять на марокканские компании, так как они еще относительно небольшие и нуждаются в развитии».

Новые идеи для устойчивого развития

«Инновации являются основной стратегией для успешных компаний, чтобы выделить бренд и завоевать доверие клиентов», – сообщил г-н Тази. – «Особенно это касается таких компаний, как наша, потому что мы не пользуемся банковскими услугами. Мы значительно инвестировали в создание нашего имиджа, который говорил бы о нас как об инновационной, серьезной и отзывчивой страховой компании, и это помогало в развитии данной области, поскольку другие компании следуют этому примеру».

Г-н Баддоу солидарен в этом вопросе с г-ном Тази: «Инновации – это ключ к прогрессу в Марокко, и компании это прекрасно понимают. Отчасти поэтому марокканский страховой рынок является прибыльным, и мы будем работать над тем, чтобы сохранить его таким».

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.