В условиях глобализации происходит взаимное проникновение культур, люди разных национальностей находят общий язык, возникает взаимодействие между представителями различных верований. То, что 20 лет назад казалось невероятным, происходит ныне на наших глазах. В многонациональной России отношения между представителями разных этносов, религий строятся в самых разных сферах, среди которых экономическое сотрудничество — не исключение. Появление рынка мусульманских конфессиональных товаров тому подтверждение.

Халяль-индустрия с каждым годом обретает всё больший вес в деловых кругах, ее представители в последнее время все чаще включаются в орбиту большого бизнеса на международном уровне. Знаковым событием в этом отношении является присутствие руководителя департамента экономики СМР Мадины Калимуллиной на заседании Российско-Марокканского делового совета.

Со 2 по 4 декабря продолжался визит делегации российского бизнеса в Касабланку, призванный перевести отношения России с Марокко на качественно новый уровень, придать дополнительный импульс экономическому взаимодействию между дружественными странами. На заседании было представлено более 40 российских компаний из различных сфер предпринимательской деятельности. В рамках делового форума на повестку дня были вынесены такие задачи, как повышение инвестиционной активности, совместная реализация крупных проектов и создание новых предприятий по производству конкурентоспособной продукции. Было отмечено, что марокканский частный сектор готов сотрудничать с российскими партнерами в самых разных областях. Был сделан вывод, что наиболее перспективными сферами сотрудничества могут стать: туризм (культурный, пляжный, экологический); розничная торговля (фрукты, овощи, рыба, морепродукты, рыбная мука, оливки, масло, джемы); строительство жилья и инфраструктуры; традиционная и альтернативная энергетика.

Своего рода вехой в экономических отношениях между странами стал приезд президента В. Путина в Марокко в 2006 году. До этого взаимодействие в различных отраслях было под вопросом из-за теплых отношений России с Алжиром — соседом и вместе с тем политическим и экономическим конкурентом Рабата. Визит главы страны в Марокко стал гарантом безопасности взаимной экономической экспансии.

Нынешний визит в Касабланку делегации российского бизнеса ставил целью осуществить инвентаризацию комплекса двусторонних связей со страной, которая является одним из крупнейших партнеров России в Африке.

В ходе двусторонних контактов марокканская сторона неоднократно выдвигала на обсуждение ряд важных вопросов, таких как процедура оформления виз и создание совместных финансовых структур (Российско-арабского банка со штаб-квартирой в Касабланке). Вопрос о том, на каких принципах будут основаны такие учреждения, может заинтриговать мусульман, практически лишенных легитимных с точки зрения шариата финансовых институтов у себя на родине.

Что касается халяльного сектора в целом, то в этом направлении была создана площадка для организации взаимоотношений — подписан меморандум между СМР в лице Мадины Калимуллиной и Хасаном Сентисси — президентом Ассоциации марокканских экспортеров «Асмекс».

В ходе конференции было отмечено, что в торговых операциях с Россией импорт в Марокко превалирует над экспортом в соотношении один к четырем. Одним из инструментов «корректоровки» такого дисбаланса может стать международная выставка халяль-продукции в Москве Moscow Halal Expo, которая является «окном» на российский рынок исламских конфессиональных товаров. В свою очередь, Марокко для мусульманского бизнеса может предоставить широкий спектр весьма благоприятных льгот, послаблений и прочих условий для работы на местном рынке и стать «воротами в Африку».

Президент марокканского клуба «Halal» Наджиб Мику оптимистично смотрит на эскалацию деловых взаимодействий между представителями бизнеса двух стран: «В России и странах Азии присутствует устойчивый спрос к продукции халяль». Член Совета «Асмекс» Абдулла Якуби считает подписание меморандума событием, открывающим новую страницу в истории партнерства России и Марокко. Он заявил: «Рынок Халяль — это новая концепция ведения бизнеса для прогрессивных людей, это направление, за которым будущее».

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.