• Главная
  • Статьи
  • Сложное, но многообещающее будущее исламского банкинга в России

Одной из историй успеха в сфере мировых финансов за последние десятилетия стал рост исламского банкинга. К 2009 году объем активов исламских банков оценивался в $ 822 млрд, согласно The Banker.

Деятельность любого исламского банка основана на нормах шариата, согласно которым запрещено взимать или платить процент (риба), сделки должны быть связаны с реальными активами и запрещена спекуляция. Кроме того, исламские банки не финансируют алкоголь, табак, игорный бизнес и производство свинины.

Несмотря на то, что исламский банкинг активно развивается во многих регионах мира, в том числе и во многих западных странах, в России развитие данного сектора происходит куда сложнее. Первый исламский банк в нашей стране, Бадр-Форте (Badr-Forte), появился еще в 1999 году, однако спустя пять лет был лишен лицензии Центральным банком "в связи с игнорированием банком федеральных законов ... и повторным нарушением федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма".

С тех пор не было никаких попыток по созданию исламского банкинга в России. Тем не менее, несколько организаций, которые функционируют подобно исламским банкам, появились в стране в течение последних пяти лет.

Не банк, а партнерство

Основной трудностью, с которой сталкиваются исламские банки в России, является то, что по закону о банках и банковской деятельности, кредит является платной услугой. В то же время, в соответствии с требованиями исламской экономики, кредит предоставляется бесплатно, объясняет директор департамента экономики в Совета муфтиев России, член координационного совета Российской ассоциации экспертов в области исламских финансов, Мадина Эмировна Калимуллина.

Поскольку исламские банки не рассматривают предоставление кредитов как источник прибыли, их работа ограничивается двумя областями: создание совместных предприятий, т.е. прямые инвестиции и акции (мудараба и мушарака), и торговля, т.е. продажа товара с наценкой (мурабаха). Однако российские законы ограничивают права банков иметь доли в уставном капитале компаний и заниматься торговлей, что создает проблемы исламским банкам в стране.

"Для того чтобы преодолеть эти ограничения, организации регистрируются не как банки, а в других правовых формах, например, товарищества на вере, партнерства, торговые компании, потребительские общества и т.д., которые, по сути, выполняют функции исламских банков," - объясняет г-жа Калимуллина.

Однако, добавляет она, чтобы предоставлять полноценный спектр операций, эти организации должны быть в состоянии обеспечить расчетно-кассовое обслуживание и быть способными выполнять другие, чисто банковские, операции. Именно поэтому вопрос о создании необходимой правовой базы для исламского банкинга в России стоит на повестке дня.

Двойное налогообложение

В дополнение к трудностям в правовой сфере, исламским банкам также приходится разбираться с проблемой дополнительного налогообложения. Обычные банки освобождаются от уплаты НДС по операциям финансирования, в то время как исламские финансовые институты должны нести дополнительную налоговую нагрузку, так как они покупают и перепродают активы.

"Согласно шариату, нельзя продавать товары, владельцем которых ты не являешься. Если компания нуждается в деньгах для приобретения оборудования, банк покупает необходимое оборудование и продает его по завышенной цене", - объясняет Иса Маадинов, менеджер финансового дома «Масраф» (Masraf). В западных странах существуют специальные налоговые льготы для сделок подобного рода.

Разные инвестиции, разные контракты

Еще одна область, которая является невозможной для России, однако естественна для исламских финансов, - это взаимные инвестиции. Мадина Калимуллина утверждает, что исламский банк похож на инвестиционные или управляющие компании. Структура его внутренних инвестиций аналогична доверительному управлению или покупке единиц в инвестиционный фонд.

"Исламский банкинг основан на принципах сотрудничества между банком и клиентом по проекту. Отсюда следует, что банк делит прибыль по проекту с клиентом. Клиент знает, в какой проект инвестирует банк и полностью делит с ним риски", говорит аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин, добавляя, что исламские банки, как правило, инвестируют в недвижимость и конкретные целевые проекты.

Что касается договорных отношений, исламским банкам запрещено изменять условия контракта и начислять проценты на просроченный платеж, чем часто пользуются недобросовестные клиенты.

"Честность - это наша проблема», говорит главный юрист Татарстанской международной инвестиционной компании Майя Мазо. "Чтобы избежать осложнений, мы уделяем особое внимание проверке наших контрагентов. Руководители наших компаний-партнеров должны придерживаться норм шариата, это единственный способ, благодаря которому мы могли бы гарантировать, что все обязательства будут выполнены."

Сектор готов развиваться

Несмотря на все трудности, исламские банки в России полны решимости придерживаться своих принципов. "Мы не боимся шариатских норм. Мы боимся законов рыночной экономики и опасности того, что исламские банки могут не выжить в условиях конкуренции", - говорит директор ФД «Масраф» Иса Маадинов.

Россия добилась определенного прогресса в развитии исламского банкинга: были установлены контакты с зарубежными исламскими организациями; было создано экспертное сообщество; были разработаны программы образования в области исламской экономики, а также были предприняты усилия, чтобы расширить осведомленность о нормах исламских финансовых операций.

Из всех российских регионов, Татарстан имеет наиболее развитый сектор исламского банкинга. На долю республики Волга приходится треть всех сделок, соответствующих шариату в России, на сумму $ 1-2 млрд. По оценкам экспертов, рынок исламских финансовых инструментов имеет потенциал развития в $ 1500 млрд.

"Есть перспективы, но без поддержки со стороны государства, вряд ли удастся что-либо осуществить. Насколько мне известно, Центральный банк уже получил запрос на создание стимулов для этого сектора. Создание Евразийского союза должно также способствовать развитию исламских инструментов ", заключает И. Маадинов.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.