• Главная
  • Статьи
  • «Важно, чтобы исламская экономическая инициатива российских мусульман вышла за пределы Садового кольца…»

О результатах недавней поездки в Дагестан и перспективах развития исламской экономики в российских регионах рассказывает генеральный директор ИФК «Аш-Шамс Капитал», основатель первого исламского банка в России, признанный в мире специалист по исламским финансам Адалет Джабиев.

Расскажите о вашей недавней поездке в Дагестан.

Приглашение поступило со стороны общественной организации под названием «Территория мира и развития» и предпринимателей, которые заинтересованы в понимании исламских финансов, финансовой системы, финансовых инструментов с точки зрения использования этой системы для развития бизнеса. 11 мая мы встречались с представителями бизнес-сообщества и религиозных организаций в Национальной библиотеке Республики Дагестан и говорили о практических вопросах: например, предпринимателей, занимающихся торговлей, чрезвычайно интересует, насколько они ведут свою торговую деятельность в соответствии с нормами шариата. Со стороны предпринимателей было много вопросов, касающихся их повседневной деятельности. Мы встречались и с журналистами, представителями разных СМИ, для читателей которых тема исламской экономики становится все более интересной.

Вы прекрасно знаете, что рост самосознания невольно вовлекает в этот вопрос разные аспекты, которые регулируются шариатом. И СМИ играют важную роль, потому что их читатели, посетители сайтов этим интересуются.

12 мая состоялась крупная встреча в Хасавюрте с представителями широких кругов общественности, в том числе со студенческой молодежью, профессорско-преподавательским составом разных вузов, прежде всего экономических специальностей.

После изложения кратких сведений по основам исламской экономической доктрины мы перешли к обсуждению вопросов в диалоговом режиме. Интерес у населения к теме исламских финансов большой, но, к сожалению, наше время было ограничено.

Насколько, на ваш взгляд, эффективно проведение подобных встреч?

Мне кажется, что удалось в какой-то степени, пусть очень незначительной, удовлетворить потребность людей в знаниях по исламской экономике, обратить внимание более широких кругов на безусловное, безоговорочное преимущество исламской модели управления экономикой и финансовой системой, преимущества исламской модели банковской деятельности.

Хотелось бы, конечно, иметь больше возможностей проводить встречи с большими аудиториями. Но, Альхамдулилляh, хотя бы так удается встречаться с людьми, передавать знания. Я или другие обязаны это делать. Во-первых, это способ да’авата, ведь речь идет о чрезвычайно важной грани идентичности. Призывать к исламской идентичности – одна из целей да’авата. Разве он не заключается в том, чтобы объяснить – кто мы и что такое шариат? В этом смысле хозяйственно-экономические отношения не подлежат сравнению с ‘ибадатом, но при этом не менее важны, чем наше духовное поведение. Неурегулированность финансовых отношений, недопонимание в них бросают вызов нашей духовности. Такая неопределенность – лазейка для шайтана как во взаимоотношениях между людьми, так и в понимании человеком того, как он должен обустроить свою жизнь с точки зрения экономических, финансовых, денежных и иных отношений. Денежный вопрос очень часто становится предметом спора даже между близкими людьми: родителями и детьми, мужьями и женами, братьями. Наша задача – помочь людям обрести иммунитет в этих вопросах, т. е. в области фикха аль-муамалат.

Приглашение в Дагестан я рассматриваю как большое доверие, оказанное мне.

Как вы оцениваете потенциал регионов с точки зрения развития как халяль-индустрии, так и исламских финансов?

Значительная часть двадцати миллионов мусульман России проживает всё-таки в регионах. В регионах также сосредоточены наиболее значимые сектора российской экономики – это и аграрный сектор, и переработка, и многие другие потенциальные и действующие отрасли производства. И поскольку исламские финансовые инструменты обладают чрезвычайной способностью поддерживать именно реальный сектор экономики, то вполне логично, чтобы самым активным образом пытаться понимать и внедрять исламскую финансовую модель, не дожидаясь, что будет происходить в Москве: какие магазины и кафе будут открываться, будут ли меняться законы или нет.

В рамках обретения высокой степени веры необходимо приводить свою хозяйственную деятельность в соответствие с нормами Ислама, максимально понимая такой потенциал – потенциал созидания, поддержки реального сектора экономики. Мусульмане должны всё больше и больше вовлекать исламский инструментарий в повседневную деятельность с тем, чтобы создавать больше рабочих мест, больше выращивать сырья и больше его перерабатывать, больше строить.

Сейчас же малый и средний бизнес, который многое мог бы сделать для развития регионов, остался без поддержки. Многое могли бы сделать за счет микрофинансирования и отдельные домохозяйства, но опять-таки не в том виде, в котором оно существует сейчас.

Недавно представитель Всемирного банка развития на одном из мероприятий в Люксембурге озвучил информацию, что считает развитие исламских финансов приоритетной задачей, а развитие исламской финансовой индустрии – приоритетной отраслью. В пример было приведено сотрудничество Всемирного банка развития с суданскими организациями в сфере микрофинансирования. Всемирный банк может иметь любую повестку дня, скрытую или открытую, но у них есть устав, согласно которому они обязаны оказывать поддержку. При этом Судан или Пакистан являются членами ВБ. Так вот, по результатам оценки деятельности Всемирный банк заявил, что большие результаты достигаются при использовании исламской системы финансирования. Такие слова не купишь и не пролоббируешь.

Таким образом, в регионах исламская финансовая модель очень востребована и с точки зрения потребности мусульман обустроить свою жизнь согласно исламским нормам, и с точки зрения развития экономики региона и страны в целом.

Условно говоря, у нас есть рецепт «лечения» нездоровой экономики. Было бы неверно, имея рецепт, держать его при себе, говоря: «Это средство только для мусульман, мы его знаем, но никому не скажем». Наша религия призывает нас к принципиально другому: к общинности, готовности прийти на помощь, к умению взять ответственность на себя за территории, на которых мы живем, и даже за соседние, не оставаться безразличным к тому, что происходит в стране. Безусловно, мы не хотим никому ничего навязывать, но раз уж у нас есть такой «рецепт», мы обязаны донести преимущества этого «лекарства».

Помните слова в аннотации любого лекарственного средства: «Перед применением рекомендуем посоветоваться с врачом»? Так вот, в случае с исламской моделью экономики с «врачом» уже «посоветовались». Эти «рецепты» разработаны столетия назад и многократно апробированы на протяжении четырнадцати веков. Но когда начали их разрабатывать, то исходили из тех формул, которые были открыты более четырех тысяч лет тому назад, с возникновением тех традиций, которые мы называем авраамическими. То есть Ислам является естественным преемником и носителем этих традиций. За четыре тысячи лет это лекарство, обладающее способностью лечить несправедливость в социально-экономических, финансовых, торговых, имущественных отношениях, несправедливость между кредитором и заемщиком, многократно доказало свою эффективность.

Исламская экономическая система, исламские финансовые инструменты устраняют неопределенность в экономических отношениях, обеспечивает прозрачность деятельности, запрет ростовщичества, обеспечивают правильное понимание роли денег, отсутствие бедных. При этом состоятельные члены общины могут быть источником благотворительности для тех, кто не может зарабатывать в силу своих физических ограничений.

Поэтому очень важно, чтобы исламская экономическая инициатива российских мусульман вышла за пределы Садового кольца, в том числе и с точки зрения привлечения инвестиций со стороны исламского инвестиционного сообщества. Хотелось бы, чтобы инвесторы знали не только возможности Москвы, чтобы Россия для них не ограничивалась МКАДом. Я бы сказал, что Россия – это, прежде всего, регионы, а потом уже Москва. Этот город искусственно занял в нашей стране то место, которое не должен занимать.

Для исламского инвестиционного сообщества важно знать регионы независимо от того, компактно там проживают мусульмане или нет. В регионах больше возможностей создать подходящий инвестиционный климат с точки зрения возможностей изменения, совершенствования законодательства.

Во время недавних встреч в Дагестане вы подробно рассказывали об исламском банкинге. Возможно ли сегодня в России полноценное исламское банковское дело?

Невозможно. Этому препятствует целый ряд положений Гражданского кодекса и законов о банковской деятельности. Даже для выпуска исламских ценных бумаг «сукук» имеется ряд законодательных препятствий. Действующее российское законодательство поощряет ростовщичество, и любой профессионал это подтвердит. При желании Центральный банк РФ может способствовать внесению изменений в законодательство, но пока что этого не делает. «Адаптировать» деятельность исламского банка под заведомо противоречащие исламским нормам законы и правила – значит обрекать себя на неконкурентоспособность, ограничиться от огромного количества операций и стать постоянным предметом кривотолков и инсинуаций, проверок и подозрений: «Если законодательство не позволяет реализовать исламскую банковскую систему, а они все-таки реализуют, значит, нас где-то обманывают».

Возможно, я недостаточно изучил законодательство. Буду очень рад, если кто-то мне возразит и приведет пример реализации полноценного исламского банковского дела, не меняя действующего законодательства. Может быть, в таком случае я завтра начну инициировать создание исламского банка.

Благодарю за беседу.

Айшат Опиева.

Последние статьи

Популярные статьи

Подпишись
на еженедельную рассылку

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.