Проделав долгий путь от полковника ракетных войск до аксакала халяльной промышленности России Жафар Хусаинович Азизбаев завершил свой жизненный путь, оставив множество благих начинаний.

Делом последних лет его жизни стало создание и развитие процедуры обеспечения достоверности продукции с маркировкой халяль заявленным свойствам.

Так, в 2003 году появилось первое издание стандарта «Халяль» Совета муфтиев России, легшее в основу деятельности по сертификации не только в России, но и в других странах ближнего зарубежья. В 2011 году в апреле вышла третья редакция стандарта, которая была презентована на Второй Московской международной Выставке халяль Moscow Halal Expo 2011.

Огромное внимание Жафар Хусаинович в своей деятельности и в деятельности Центра стандартизации и сертификации халяль Совета муфтиев России, ставшего с 2011 года международным, уделял развитию системы добровольной халяль-сертификации.

Особенно активным был текущий 2011 год. В феврале Жафар Хусаинович посетил Иран, где находится Международный центр исследований и информации (ICRIC), уполномоченный ОИК заниматься развитием мирового стандарта халяль. Там Ж.Х. Азизбаевым была достигнута договоренность о налаживании сотрудничества по вопросам вхождения России в международную систему сертификации халяль стран Организация Исламская конференция. И спустя 3 месяца когда глава ICRIC посетил Россию, необходимые вопрсоы были решены положительно, тем самым, производимая продукция в России, сертифицированная согласно стандарту «Халяль» Совета муфтиев России, может быть экспортируема в страны арабо-мусульманского мира без требования дополнительной сертификации на соответствие требованиям «Халяль».

В мае 2011 года впервые в рамках Выставки Moscow Halal Expo 2011 прошел конкурс «Лучший халяль-продукт года», автором положения и правил проведения которого стал Ж.Х. Азизбаев, который также сумел привлечь в жюри конкурса независимых экспертов высшего уровня.

9 июня 2011 года Ж.Х. Азизбаев выступил по проблеме продовольственной безопасности и роли халяль-продукции на 7-м Всемирном исламском экономическом форуме, прошедшем в Астане. Впервые российские участники были приглашены к выступлению на столь признанной крупной международной площадке, именуемой исламским давосом.

19 июня 2011 года на проходящем в столице Татарстана Форуме халяльной индустрии Жафар Хусаинович, будучи одним из ключевых выступающих, обозначил насущные проблемы отечественной отрасли халяль-сертификации. После своего выступления Жафар Хусаинович покинул этот мир. Как истинный муджтахид, до последнего вздоха посвятивший свою жизнь благому делу.

Публикуем текст выступления.

«Бисмилляхи рахманиррахим.

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

В своем выступлении я затрону некоторые вопросы развития еще очень молодой индустрии «Халяль» в России - взгляд из Москвы, столицы Российской Федерации.

Мусульмане, проживающие на территории современной России, соблюдают Божественные заветы о Халяль и харам с 7 века новой эры.

Традиции «Халяль» принесли по воле Аллаха арабские миссионеры и купцы на Северный Кавказ и Поволжье и соблюдение этих традиций с 7 по 21 век не прерывалось, несмотря на гонения и насильственную христианизацию в царской России, на годы воинствующего атеизма в советское время.

Развитие индустрии «Халяль» - как сферы деятельности, как сектора экономики, включающего в себя промышленное производство и сбыт товаров (в том числе и услуг как товара) начинается после 2002 года.

К этому моменту в РФ были приняты нормативные документы и законы, позволившие мусульманам начать организовывать свою жизнь по нормам ислама.

  1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ О техническом регулировании, дал право религиозным организациям самостоятельно разрабатывать необходимые стандарты и Системы сертификации, обеспечивающие достоверность продукции требованиям стандартов «Халяль».
  2. В том же 2002 году введен в действие Свод международных стандартов на пищевые продукты «Кодекс Алиментариус» где два стандарта однозначно определяют требования к использованию термина «Халяль»:
  • стандарт CAC/GL 1-1979 «Общие методические указания о заявлениях, о свойствах продуктов», который определил что:
  • (п.5.1.-4) « О приготовлении пищевого продукта в соответствии с религиозными обычаями и ритуалами (например, «разрешенный по исламским законам», кошер и т.п.) можно заявлять при условии, что данный пищевой продукт удовлетворяет требованиям соответствующих религиозных органов ….»; (то есть стандарта «Халяль» Совета муфтиев России)
  • стандарт CAC/GL 24-1997 «Общие методические указания в отношении использования арабского термина «HALAL» (разрешено). Я считаю, что это лучший стандарт «Халяль» из всех действующих в настоящее время в мире.

Он определяет достаточные требования «Халяль» и распространяется на использование термина «halal» и других эквивалентных ему терминов в торговых марках, фирменных и коммерческих названиях.

Кроме того к этому времени уже были разработаны и действовали ряд законов , которые позволяли на государственном уровне регулировать производство и реализацию продуктов и услуг «Халяль»:

  • Закон о защите прав потребителя РФ от 07.02.1992 N 2300-1
  • Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11.1994 №51-ФЗ
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001№195 ФЗ
  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях

Таким образом, к началу 2003 года государство РФ приняло законы и ввело в действие нормативную документацию и этим обеспечило возможность предприятиям производить продукцию и свободно реализовывать ее. Самые предприимчивые воспользовались этим и начали производить продукцию, внешне отличающуюся от обычной словами халал на упаковке, изображениями мечетей, минаретов, полумесяцев и т.п. Достоверность произведенной продукции никем не контролировалась и не подтверждалась. Это вызвало много вопросов и недоверие со стороны верующих, тем более что некоторые производители давали повод усомниться в достоверности. Знаний не хватало ни у потребителей, ни у производителей. А ответственность в целом по стране никто из руководителей мусульманских организаций брать не торопился.

Поэтому после многочисленных обращений мусульман в религиозные организации и государственные органы одна из нескольких на то время существовавших в России, крупных мусульманских религиозных организаций России, Централизованная мусульманская организации «Совет муфтиев России» по инициативе ее руководителя муфтия шейха Равиля Гайнутдина в 2003 году взяла на себя ответственность, разработала и ввела в действие стандарт организации: «Требования к производству, изготовлению, обработке, хранению и реализации продукции «Халяль»– «Халяль-ППТ-СМР», в котором в отличие от стандарта Кодекс Алиментариус были введены требования по организации контроля и подтверждения достоверности производства продукции «Халяль».

В апреле этого года вышла третья редакция этого стандарта, уточненная и дополненная. Стандарт учитывает все новейшие мировые тенденции в индустрии «Халяль» и как выразился наш уважаемый и авторитетный коллега доктор Абдолла Факхари, исполнительный директор ИКРИК: «Стандарт на 98 процентов соответствует глобальному международному стандарту ОИК».

Два процента несоответствия вызваны особенностями понятия «Халяль» в различных мазхабах.

Особенностями стандарта являются:

  • стандарт входит в государственную систему стандартизации РФ,
  • учтены требования глобального стандарта Организации Исламская Конференция «Общие нормы «халяльной» пищи ICRIC MHC 0110 (16.10.2009г.),
  • расширена номенклатура продукции «Халяль» и «Харам»,
  • уточнена процедура и графические рисунки убоя,
  • дополнен требованиями подтверждения качества санитарной обработки инструментальными или экспресс методами,
  • уточнены требования к оглушению, механическому забою птицы,
  • введены требования документирования процесса производства продукции,
  • введены требования по планированию периодического, обязательного повышения квалификации специалистов, участвующих в производстве продукции «Халяль»,
  • дополнены требования к маркировке,
  • введен раздел требований к контролю соответствия продукции стандарту «Халяль», в котором предусмотрено создание на предприятиях групп из мусульман, специалистов экспертов стандарта «Халяль», их количестве, порядку проведения работ по сертификации ежедневной партии продукции, подписанию и выдаче сертификата соответствия «Халяль» на эту партию.

Кроме внедрения стандарта на промышленных предприятиях Международным центром стандартизации и сертификации совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации была разработана и зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (ГОССТАНДАРТ) Система добровольной сертификации «Халяль» с целью:

а) обеспечения уверенности потребителей мусульман в том:

  • что продукция произведена из мяса животных, убой которых произведен по традиции «Халяль»;
  • что продукция не содержит канонически запрещенных для мусульман элементов;
  • что услуги соответствуют нормативной документации «Халяль»;
  • что производственные сооружения и помещения предприятий производителей продукции и услуг, предприятий торговли и общественного питания соответствуют нормативной документации «Халяль»;

б) повышения качества продукции и услуг;

в) защиты интересов граждан от недобросовестности производителей продукции и организаций, оказывающих услуги;

г) содействие повышению конкурентоспособности;

д) оказание помощи приобретателям и пользователям в компетентном выборе продукции и организаций, оказывающих услуги.

Особенностью разработанной Системы добровольной сертификации и отличием ее от других систем, действующих в России, является то, что производство продукции от начала производства и до отправки ее в торговлю осуществляет беспрерывно специалист мусульманин, который подписывает сертификат соответствия стандарту «Халяль» партии произведенной за смену продукции. Мы внедрили принцип «мусульманин, специально назначенный руководителем религиозной организации подтверждает мусульманину потребителю соответствие партии произведенной продукции стандарту «Халяль». Это очень важно потребителю для правильного выбора продукта.

Восьмилетний опыт показывает, что такую систему можно внедрять на всех предприятиях, во всех странах, независимо от религиозной принадлежности владельцев и работников.

Кроме работ по стандартизации и сертификации наша организация Совет муфтиев России пытается организовать обучение специалистов, участвует в проведении выставок Халяль ЭКСПО и Форумов халяль индустрии, в международных выставках, Форумах и конференциях.

К работам по теме «Халяль» мы привлекаем ученых ведущих научно-исследовательских организаций и ВУЗов России для решения вопросов совершенствования индустрии Халяль», подготовки научных кадров мусульман.

Не могу не затронуть вопрос разработки и внедрения стандартов «Халяль». В общем случае стандартизация осуществляется в целях: обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; технической и информационной совместимости; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц.

Что касается международных стандартов:

Применение их как основы при разработке национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям.

В настоящее время в мире действует несколько стандартов «Халяль»; как в странах ОИК, так и в других уголках Земли, где живут по законам ислама. Некоторые из них называются глобальные, международные, мировые. С каждым годом стандарты только прибавляются. И, как заявляют некоторые эксперты, начинаются «войны» стандартов. И если стандарт ООН Кодекс Алиментариус допускает вариантность в зависимости от особенностей масхабов, то стандарты Малайзии и ОИК делают обязательными особенности некоторых масхабов для приверженцев других масхабов. Такая же ситуация с признанием сертификатов. Мы думаем необходимо осмыслить это явление и попытаться принципиально прийти к двум типам стандартов:

Первая группа стандартов условно назовем их: «Внутренний стандарт «Халяль» страны» Эти стандарты разрабатываются национальными центрами стандартизации «Халяль» и должны включать требования «Халяль», учитывающие особенности мазхаба большей части мусульманского населения страны и принципа (урф) местного принятого, установленного обычая.

Вторая группа стандартов, условно назовем их: «Международный» или «Экспортный». Эти стандарты тоже разрабатываются национальными центрами стандартизации «Халяль» с учетом требований должны учитывать кроме требований, вытекающих из мазхаба большинства мусульманского населения и потребительские, коммерческие требования тех стран куда будет экспортироваться продукция. А сертификаты выданные национальными аккредитованными органами сертификации должны естественно признаваться всем мировым сообществом. При том сертификаты должны содержать исчерпывающую информацию о способах убоя и состава продукта. С цель координации деятельности центров стандартизации, думаю можно создавать территориальные ассоциации, которые могут действовать в составе аналогичных организаций ОИК.

Это позволит пресекать недобросовестную конкуренцию, производителям по своим возможностям производить и целенаправленно маркировать продукцию, а потребителям правильно ее выбирать.

Кроме стандартов, нам необходимо разработать принципы сертификации продукции и услуг на соответствие стандартам «Халяль»:

  • кто может заниматься сертификацией (включая пол, вероисповедание, возраст),
  • уровень образования и знания специалистов,
  • порядок назначения, аттестации и освобождения,
  • меры воздействия к нарушителям,
  • порядок сертификации и т. д.

И еще хотелось привлечь внимание к одной проблеме в российской индустрии «Халяль». Поводом послужило предъявление продукции на конкурс с сопроводительной документацией.

Есть продукт:

говядина тушеная в/с Халяль, выработанная 25 мая 2011 года ОАО «Казанский мясокомбинат», о чем свидетельствует ветеринарное свидетельство 216 №0663229 от 25 мая 2011 года, выданное ветврачом КГГВО Булиной А.П. Государственной ветеринарной службой Татарстана г.Казань и Удостоверение о качестве продукции №98 от 25.05.2011 подписанное начальником цеха Вахрушевым В.И. и представителем ОПВК Ахметовым Р.Р.(в нем отмечается дата выработки говядины туш в/с Халяль 13.05.2011

Сертификат соответствия СДС продукции и услуг на соответствие канонам ислама-система Халяль(HALAL) № 00113 срок действия с 19.07.2010г. по 03.07.2013г. выдан органом сертификации продукции и услуг Халяль(HALAL) ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр «ТЕСТ-Татарстан» Халяль (Halal) POCC RU.K555.04ИХ00.АЯ54

420061, Россия, РТ, г.Казань, ул.Космонавтов, 49, тел./факс (843)279-62-81

«Соответствует требованиям канонов ислама»

Сертификат подписан руководителем органа по сертификации Л.А.Артамоновой и Экспертом Э.А. Шкалдыковой на основании:

  1. Акта…№104/10 от 24.06.2010г.;
  2. Свидетельства №105,10-01 срок действия с 03.07.2010г. по 03.07.2013г.ЧУККП «Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ;
  3. Протокола ….№ 178891,1-178891/8 от 19.07.2010г.

Разобраться нам в таком ребусе очень сложно, а как быть потребителю.

Благодарю за внимание»

Да преумножит Всевышний плоды его благих дел в мире земном многократно и вознаградит его милостью Своей в мире вечном.

Последние статьи

Популярные статьи

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookies. Мы используем наши и сторонние cookie-файлы, чтобы улучшать качество наших услуг, получать статистические данные, отображать рекламу на основании посещенных страниц, а также обеспечивать взаимодействие с социальными сетями. Здесь вы можете получить более подробную информацию касательно нашей политики использования cookie-файлов и изменения настроек вашего браузера.